Г Л А В Н А Я            Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я            И С Т О Р И Я            С П Р А В К А            Б И Б Л И О Т Е К А

— Библиотека. Нальчик: история продолжается. 2018 год —

В Национальный музей в Нальчике передали работы Лео Мола

© «Северо-Кавказские новости», 07.12.2018 г.

В Национальный музей в Нальчике усилиями Виктора Котлярова передали задержанные в Шереметьево работы Лео Мола.

Среди передаваемых таможенниками ценных экспонатов — картины, скульптуры и рисунки конца XX века, долгое время они не были востребованы, меры по таможенному оформлению владелец не принимал. По решению Химкинского горсуда предметы искусства обратили в федеральную собственность, и скоро произведения станут достоянием Кабардино-Балкарии.

Сайт Шереметьевской таможни пишет, что 29 ноября в музее Шереметьевской таможни состоялась торжественная церемония передачи предметов искусства в Нацмузей КБР.

Художественные работы выдающегося скульптора современности Леонида Молодоженина изъяты на таможенном посту в аэропорту Шереметьево при попытке незаконного перемещения.

Кстати, именно в Нальчике вход в Атажукинский сад «охраняют» головы львов... рук выдающегося скульптора современности Лео Мола.

Как рассказал SK-NEWS.RU издатель из Кабардино-Балкарии Виктор Котляров, Л. Молодоженин — автор скульптурных портретов Дуайта Эйзенхауэра, бронзовых бюстов Папы Павла VI и Папы Иоанна Павла. Его работы украшают парки и площади Вашингтона, Лондона, Буэнос-Айреса, Петербурга.

С 1929 по 1942 год мастер жил в Нальчике. Здесь произошло его становление, перед смертью скульптор завещал работы  Национальному музею КБР. Его супруга выслала их на адрес представительства КБР в Москве. Но ведомство в силу непонятных  причин отказалось забрать груз в сентябре 2008 года, и он остался в аэропорту.

Котляров много раз обращался к знаменитому кинорежиссеру Александру Сокурову, но даже он не смог вызволить 10 живописных полотен, 12 гравюр-офортов, 14 скульптур великого ваятеля, находящихся на предприятии по наземному обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок ООО «Москва Карго», которое все эти годы исправно начисляло проценты за хранение груза.

Когда сумма стала семизначной, он обратился за помощью к главе КБР Юрию Кокову, и 17 марта 2017 года в письме попросил
вмешаться.

«Моё предложение было не изыскать деньги, требуемые за безвозмездный дар — это было нечестно по отношению к Минкультуры, на которое могут повесить тяжелый груз. Я хотел поднять вопрос на федеральном уровне: отдавая предпочтение материальной составляющей при решении культурных вопросов, мы рождаем духовных чудовищ.

Через четыре месяца получил ответ от вице-премьера правительства КБР Т. Ахохова: «По поручению главы КБР Ваше обращение по возвращению на родину творческого наследия скульптора Молодоженина рассмотрено. Стоимость услуги за ответственное хранение с августа 2008-го по июнь 2017 года составляет 6 979 449, 08 рублей, стоимость услуг таможенного брокера по декларированию груза, подготовка обращения в Министерство культуры Российской Федерации о признании работ художественными ценностями и таможенное оформление, — 327 тысяч рублей.

В республиканском бюджете КБР указанные средства отсутствуют, выкуп творческого наследия невозможен», — говорит историк.

Последовала переписка с председателем Совета директоров АО «МАШ» Александром Пономаренко, и благодаря вмешавшемуся в ситуацию руководителю управления по работе с авиакомпаниями ООО «Москва Карго» Александру Зенину 24 августа того года пришло обнадеживающее письмо:

«Виктор Николаевич! По Вашему запросу о стоимости хранения руководством ООО «Москва Карго» принято положительное решение. Прошу Вас связаться со мной, когда будете готовы забрать груз. Мы готовы выдать его, как только ваш брокер получит разрешение в таможне».

После этого Котляров сообщил министру культуры КБР Мухадину Кумахову, что ООО «Москва Карго» благородно решило отдать хранящийся на его складах груз без уплаты семимиллионной суммы за девять лет. Дело было за тем, чтобы минкульт договорился с таможенниками, и дар великого скульптора Лео Мола, чья судьба связана с Нальчиком, оказалась в Национальном музее Кабардино-Балкарии.

Но остались 327 тысяч рублей за услуги таможенного брокера — сумма, более чем в 20 раз меньшая, чем за хранение, но и ее у министерства культуры не нашлось. «Москва Карго» сдержало свое слово — передало таможенникам ящики, пролежавшие на их складах 10 лет. Таможенники их вскрыли, сделали фото содержимого.

Но понадобилось обращение в Министерство культуры РФ о признании работ художественными ценностями. Оно было подготовлено министром культуры КБР. После этого на протяжении 14 месяцев Котляров не раз интересовался, как продвигается дело, писал главе КБР.

Дело дошло до Химкинского суда, наконец, спустя год, состоялась передача творений Лео Мола Национальному музею КБР. Впрочем, об этом главный редактор издательства узнал уже из СМИ.

© 2000—2019 ys & inn «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка». Сайт не является СМИ. Ограничения по возрасту: 12+.
Запрещается использование материалов сайта без разрешения авторов. Для получения информации по всем интересующим вас вопросам используйте адрес электронной почты nalchik2000@yandex.ru.

Горными тропами Кабардино-Балкарии
Нальчик. История, фотографии, афиша, веб-камеры, карта города Нальчик Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Портал Средства массовой информации КБР Новости КБР и Нальчика сегодня онлайн Сухомейло Я. В. |  портфолио