Г Л А В Н А Я            Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я            И С Т О Р И Я            С П Р А В К А            Б И Б Л И О Т Е К А
— Библиотека. 2010 год —
Почему это стало возможно?

© «Газета Юга» №41, 14.10.2010 г., Олег Гусейнов

По мнению аналитиков, происходящие сегодня в республике убийства, диверсии и теракты — результат того, что ни государственные, ни силовые, ни религиозные структуры, а также гражданские институты общества не сделали должных выводов из трагедии 13 октября и того, что ей предшествовало.

Глава администрации с. Безенги Мурадин Рахаев вспоминал, что почти еженедельно получал инструкции относительно молящихся мусульман: «Рекомендовалось увольнять их с работы, отнимать у них бизнес, давить и душить их экономически. Известно, что некоторые районные руководители собственным распоряжением закрывали мечети и открывали их только во время пятничной молитвы. Власть испугалась нарождающегося ислама. И вместо того, чтобы вести диалог с верующими, их решили извести».

Профессор КБГУ Мурат Хоконов, анализируя общественно-политическое и социально-экономическое положение Кабардино-Балкарии в 90-х — начале 2000-х годов, отметил, что радикализации части молодых мусульман способствовали конфликт в исламской общине, связанный с пропажей денег, собранных гражданами на строительство мечети; действия властей во время митинговых событий в Нальчике осенью 1992 и первая война в Чеченской республике в 1994-1996, которая привела к кардинальному изменению в социально-политической атмосфере на всем Юге России: «Эти три фактора сформировали общий негативный фон, способствовавший событиям 13 октября 2005».

Правозащитный центр «Мемориал» в 200-страничном докладе «Кабардино-Балкария: на пути к катастрофе. Предпосылки вооруженного выступления в Нальчике 13-14 октября 2005» делает вывод: «По большому счету тогдашнему муфтию и его команде было просто нечего предложить верующим. Это стало еще одним козырем для молодых исламских лидеров, которые воспользовались им в яростной (и зачастую небезосновательной) критике ДУМ».

Власть в Кабардино-Балкарии, отмечают исследователи, имела варианты по реформированию ДУМ и снятию напряженности, но вместо этого был взят курс на ужесточение контроля Духовного управления над местными религиозными организациями: «Эта мера еще больше настроила значительную часть мусульманской общины, причем не только членов «опозиционного» джамаата, против ДУМ...

Летом 2003 началась продолжавшаяся вплоть до осени 2005 открытая «антиваххабитская» кампания со стороны силовых министерств и ведомств республики. В этот период правоохранительными органами совершался ряд вопиющих правонарушений против членов мусульманского джамаата: избиения, незаконные обыски и незаконные задержания». Представители «Мемориала» констатируют, что во многих населенных пунктах КБР по распоряжению МВД мечети открывались на 15-20 минут для совершения молитвы, причем некоторые — только по пятницам, служители мечетей находились под жестким контролем милиции, которые следили за неукоснительным соблюдением «нового графика» работы мечетей: «Именно с этого времени можно говорить о массовом уходе в подполье мусульманской молодежи (речь не о вооруженном подполье, а «подпольном» совершении молитвы)».

Все это, считают исследователи, подготовило питательную почву для проповедников «вооруженного джихада против России» и способствовало радикализации большого числа членов общины.

По данным «Мемориала», в сентябре-октябре 2005 в мечетях Кабардино-Балкарии открыто при участии амиров джамаатов ряда сел распространялось так называемое «Заявление инициативной группы мусульман Кабардино-Балкарии», создававшее предпосылки для вооруженного выступления 13-14 октября: «Несмотря на откровенно экстремистские призывы, которыми изобилует «Заявление», не было предпринято никаких попыток привлечь к ответственности инициаторов его распространения. Почему МВД КБР, регулярно рапортовавшее об успехах по борьбе с «ваххабитским подпольем», никого не привлекло, хотя «Заявление» распространялось совершенно открыто? Вопрос остается открытым».

«Чтобы сохранить в Кабардино-Балкарии элементарную стабильность, необходимо начать диалог между государством, муфтиятом и ребятами из джамаатов. Надо найти консенсус. Ведь если бы с джамаатами могли справиться силой, это бы давно сделали. ДУМ нужно быть готовым к тому, что придется поделиться частью своего влияния...» — говорил эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко («Газета Юга» №34, 2002).

В июле 2002 в Кабардино-Балкарии была проведена комплексная этнографическая экспедиция по изучению современного состояния ислама в республике. Один из руководителей экспедиции доктор исторических наук Валерий Кажаров писал, что в КБР наметилась весьма опасная тенденция, связанная с дискриминацией молодых верующих под предлогом борьбы с так называемым ваххабизмом: «Дискриминация осуществляется практически на всех уровнях: в семье, в учебных учреждениях и на предприятиях, не говоря уже о правоохранительных органах. Практически они оказались в положении социальных изгоев. Не вызывает сомнений, что такое положение может стать одним из фактов, способных существенно дестабилизировать этнополитическую ситуацию на Северном Кавказе («Газета Юга» №23, 2003).

В апреле 2009, выступая в парламенте, заместитель начальника отдела МВД по КБР полковник Сахадин Ульбашев заявил, что в конце 80-х – начале 90-х «отношение к так называемым ваххабитам было неправильным»: «Эти люди проповедовали, возможно, гораздо ближе к чистому исламу, чем то, что мы сегодня имеем на бытовом уровне. Они не требовали, чтобы народ полностью пошел за ними. Они просили о пятиразовой молитве и чтобы на намазах и похоронах читалось, что положено. Но это не означало, что они должны были уйти с автоматами в леса. Но мы их подтолкнули к этому, потому что полностью взяли одну сторону» («Газета Юга» №15, 2009).

За пять прошедших лет общество не получило ответа от силовиков: почему эти события стали возможными? Почему погибли 35 сотрудников и военнослужащих, а также 14 гражданских лиц? Можно ли было это предотвратить?

© 2000–2016 ys & inn «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка». Сайт не является СМИ. Ограничения по возрасту: 12+.
Запрещается использование материалов сайта без разрешения авторов. Для получения информации по всем интересующим вас вопросам используйте адрес электронной почты ysign@ya.ru.

Горными тропами Кабардино-Балкарии
Нальчик. История, фотографии, афиша, веб-камеры, карта города Нальчик Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Портал Средства массовой информации КБР Новости КБР и Нальчика сегодня онлайн Сухомейло Я. В. |  портфолио