Г Л А В Н А Я            Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я            И С Т О Р И Я            С П Р А В К А            Б И Б Л И О Т Е К А
— Библиотека. 2009 год —
Пачев опередил свой народ

© «Газета Юга», №51, 24.12.2009 г., Джабраил Хаупа

Несколько лет назад вышла статья «Три смерти Бекмурзы Пачева» («Газета Юга» №1, 2004), которая имела большой резонанс. Клеймили меня на чем только свет держится. Причем клеймила окололитературщина, которая не поняла того, что я хотел сказать. К ним обращаюсь. В той статье я говорил о моих любимых поэтах Али Шогенцукове и Алиме Кешокове, которые — подчеркиваю — рукой Калмыкова вывезли «золотой сундук» Пачева. Он бесследно пропал.

Есть документ из КГБ 1934 года, о котором мне рассказывали Адам Шогенцуков и Берт Гуртуев. Там написано: «Рассказывают, что на одном собрании в Нальчике во Дворце пионеров Пачев вышел на трибуну и сказал: «Здесь, в этом здании, надо говорить только певцу», — и стал бичевать деятельность Калмыкова, присутствовавшего там. Тот велел его выгнать из здания. После этого у него отобрали пенсию и стали всячески преследовать. Конечно, о том, чтобы печатать и популяризовать его произведения, не могло быть и речи. Многие его рукописи пропали бесследно.

Есть люди, помнящие, как он печатал поэму «Балкария», где обращался к братьям-балкарцам. Однако этой поэмы обнаружить в архивах не удалось. Также потеряны многие другие его произведения. Подписано: зам. обл. ОНО Камбиев, секретарь Термецкий.

С того дня началась трагедия кабардинской литературы. Рассказывали, что Калмыков приблизил к себе Пачева как агитатора, поскольку дедушка пользовался невероятной популярностью в народе. Но когда Пачев понял корыстный интерес Калмыкова, стал его бичевать. Еще раз повторяю: моя мать, дочь Бекмурзы, свидетельствовала (это слышали также и Заур Налоев, и Зарамук Кардангушев), что рукопись Пачева вывез Али Шогенцуков. И он на смерть поэта написал стихотворение, где говорит, что обязательно вознесет золотой сундук Пачева на вершину Эльбруса. Просто Калмыков сделать это ему не дал. Рукописи исчезли.

Кто же такой Пачев? Конечно, он был гением. Иначе как мог отпрыск 19 века на основе арабского алфавита создать свой собственный? А его стихи? «Кто приголубит его на миг, того полюбит на век старик, в нем плачет жалость, горит тоска, что жизнь умчалась, что смерть близка. Душою кроткой он в жизнь влюблен, ее короткой считает он, тверди с охотой ему про то, что проживет он еще лет сто. Не грех нисколько, а вклад такой, ведь жив он только одной мечтой». Он любил стариков, детей.

Кто внимательно вчитается в необработанные чужими руками стихи Пачева, тот убедится в том, что он был не только гениальным поэтом. Он был мыслитель, философ. А также астроном, что подметил еще академик Джанашия. Многие названия звезд я знаю от мамы, которая выучилась этому у отца.

Дедушка был настоящим аристократом. Ростом 190. Худой, с тонкими пальцами. Всегда носил белоснежное кашне. Он был очень щепетилен, следил за чистотой. У него есть потрясающие строки — примерный перевод с кабардинского: «Не ходи туда, куда тебя не зовут. И сам по себе идя, не пей. И не хлопай тому, кто каждую минуту выбегает танцевать. И не выходи замуж за того, кто сам говорит и смеется и, поев, зубы не чистит». В газырях — палочки полыни, которой чистил зубы. В карманах носил чабрец, чтобы приятно пахнуть. Он был жесткий человек. Никогда не прощал несправедливость. Но когда видел сироту, навзрыд плакал, потому что при родах у него самого умерла мама.

С супругой не разговаривал последние девять лет жизни. Мама рассказывала, что они разошлись во мнениях по поводу строительства дома. После этого Бекмурза жил в яме, которую сам для себя выкопал. Мог быть мягок, но и возгорался, как пламя. Он строил дороги. Сажал дыни и арбузы, развозил и дарил людям, делал псапэ. И этот его альтруизм многие воспринимали как сумасшествие.

Он был красавец, женщины его любили. Был человеком от жизни. Ему ничто не было чуждо. Как свой родник, сладость жизни по глотку он выпивал. Все люди подчеркивали его порядочность: сказал — сделал. И никому обратного не прощал.

Пачев опередил свой народ, свое время, когда шагнул в 20 век, изобретши письменность! Видимо, это участь всех великих. Но жаль, что такой человек своим народом остался не признан. Обидно и горестно.

То, что мы имеем сегодня от наследия Пачева, — крохи, ничтожные частицы. Ведь он писал с молодости.

Неисследованная часть его жизни — песнетворчество. Многие считают песни народными, но большинство написано Пачевым.

Удивительна жизнь. Я родился в день смерти дедушки — 20 февраля. Уверен, это знак, судьба. Стал композитором, обработал и записал песни Бекмурзы. У меня есть известная симфоническая поэма «Край мой нежный, величавый», звучавшая и в Москве, и в Петербурге, где основная тема — песни моего деда.

До сих пор нет памятника Пачеву, барельефа на улице Пачева! К сожалению, я не богат. Я композитор, и нет у меня возможности сделать это самостоятельно. Но когда не делает власть, собирают деньги народные. Михаил Тхакумашев в 1974 году сделал такой памятник. Хотели поставить его в Нальчике на углу улиц Пачева и Ногмова в сквере. Но в последний момент Тимбора Мальбахов все разрушил, сказав: «Не надо здесь ставить. Повезите в Нартан, в школе его имени установите».

Делает что-то для Пачева глава администрации Нартана Исуф Фиров. Шефство над музеем Пачева взял Феликс Хараев. Уважаемые министерства образования и культуры! Обращаюсь к вам как внук Пачева. Недавно вышедшая его книга «Пащlэ Бэчмырзэ» (благодарю всех, кто был к этому причастен) составлена специально для того, чтобы ее можно было изучать в школе. Обращаюсь с просьбой распространить через библиотеки, школы. Своей жизнью он заслужил это. Тем более сейчас проводятся дни Пачева. У нас принято чествовать деятелей только в дни юбилеев. Но есть люди — не однодневки, деятельность которых требует того, чтобы изучением ее занимались ученые. Еще многие страницы Пачева остаются неоткрытыми. Если мы хотим сохранить этнос, свой родной язык, чему посвятил жизнь Бекмурза Пачев, мы должны ежечасно этим заниматься.

А также обращаюсь к тем горячим головам, которые мутят воду сегодня в республике. Пачев всегда воспевал дружбу между нашими народами. Не лучше ли было бы нам поставить рядом Бекмурзу Пачева и Кязима Мечиева обнявшихся, как в те времена? Они тогда показали бы нам, как надо жить и идти дальше.

К сожалению, этих гениальных поэтов до сих пор мы не поняли.

© 2000–2017 ys & inn «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка». Сайт не является СМИ. Ограничения по возрасту: 12+.
Запрещается использование материалов сайта без разрешения авторов. Для получения информации по всем интересующим вас вопросам используйте адрес электронной почты ysign@ya.ru.

Горными тропами Кабардино-Балкарии
Нальчик. История, фотографии, афиша, веб-камеры, карта города Нальчик Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Портал Средства массовой информации КБР Новости КБР и Нальчика сегодня онлайн Сухомейло Я. В. |  портфолио