Г Л А В Н А Я            Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я            И С Т О Р И Я            С П Р А В К А            Б И Б Л И О Т Е К А
— Библиотека. 2007 год —
От местной «толкучки» до большой экспозиции

© Газета «Кабардино-Балкарская правда», 17.05.2007 г., Ибрагим Гукемух

18 мая мировая общественность будет в 29-й раз отмечать Всемирный день музеев. В 1978 году на 11-й генеральной конференции Международного Совета музеев, проходившей в Москве, советская делегация предложила считать этот день профессиональным праздником музейных работников во всем мире. В России сегодня действует более 2 тысяч государственных музеев, в число которых входит и Национальный музей КБР.

Краеведческий музей был создан в 1921 году по решению облисполкома Кабардино-Балкарии, став первым научным и культурно-просветительским учреждением в области. Его возглавил ученый-краевед Макар Ермоленко по направлению Северо-Кавказского института краеведения. Макар Иванович обратился к жителям области с призывом принять участие в сборе экспонатов для создания фондов, да и сам не сидел сложа руки, а с мешком через плечо обходил кабардинские и балкарские селения в поисках интересных с исторической точки зрения предметов. Нередко раритеты приобретались на местной «толкучке». Например, в 1927 году на нальчикском базаре были куплены портреты императрицы Елизаветы Петровны.

Несмотря на то, что штат музея — только директор и сторож, Макару Ивановичу удалось в относительно короткий срок создать первую профессионально выдержанную экспозицию, которая разместилась в здании бывшего Кабардинского временного суда.

Местное руководство, увидев первые результаты, стало оказывать помощь в пополнении фондов краеведческого музея. Так в 20-х годах Нальчикское архивное управление передало в музейные хранилища коллекцию кинжалов и пистолетов, Северо-Кавказский институт краеведения подарил великолепную коллекцию старинного огнестрельного оружия, в 1928-м в экспозиции появились доспехи князя Хату Анзорова.

Большую роль в формировании экспозиции сыграл Назир Катханов, являвшийся в 1925–27 годах представителем КБАО при Президиуме ВЦИК, а позднее занимавший пост уполномоченного от северокавказских национальных областей в Высшем Совете народного хозяйства. Благодаря ему в Нальчик из музеев Москвы и Ленинграда перекочевали полотна Брюллова, Айвазовского, Шишкина, Горшельдта и других мастеров русской живописи.

Война нанесла музею невосполнимый урон — многие ценные экспонаты были утрачены навсегда. Сумма причиненного ущерба составила 240 тысяч рублей. Острая нехватка транспорта не позволила осенью 1942 года эвакуировать музей. Однако благодаря мужеству его сотрудника Степана Петровича Савчука большинство экспонатов было спасено. В период оккупации Степан Петрович не побоялся ходатайствовать перед немецким комендантом о прекращении разграбления музейных хранилищ и о продолжении работы учреждения. Комендант, видимо, будучи человеком образованным, внял настойчивым просьбам чудаковатого интеллигента, и растаскивание экспонатов было прекращено, хотя с несколькими картинами пришлось расстаться. Забрав полотна, аккуратные немцы оставили Савчуку расписки, что впоследствии едва не привело храброго музейщика в ГУЛАГ.

После войны стараниями сотрудников Тимура Шаханова, Тамары Шиковой, Ольги Медведевой, художника Анатолия Сундукова и других экспозиция и фонды музея были приведены в надлежащий вид. Более того, энтузиазм этих людей послужил сильнейшим импульсом к развитию музейного дела в республике, и долгое время Краеведческий музей Кабардино-Балкарии был самым лучшим на всем Северном Кавказе.

В конце 50-х–начале 60-х годов было предпринято несколько этнографических и археологических экспедиций, в результате которых музейные фонды существенно пополнились. Встал вопрос о строительстве новой экспозиции, а следовательно, о новом здании. Благодаря вниманию Тимборы Мальбахова к проблемам культуры и усилиям, предпринятым видными представителями национальной интеллигенции — Хатутой Бербековым, Кайсыном Кулиевым, Тимуром Шахановым, вопрос о здании был решен.

Началась кропотливая работа по созданию новой экспозиции, в которой приняли участие знаменитые ученые-кавказоведы Е. Крупнов, В. Гарданов, П. Акритас и другие.

После открытия основной экспозиции в районе площади 400-летия у краеведческого музея стали появляться филиалы: дома-музеи Али Шогенцукова (Нальчик), Кайсына Кулиева (Чегем), Марко Вовчок (Нальчик), Бекмурзы Пачева (Нартан), краеведческие музеи в Баксане, Верхнем Акбаше, Кенделене, Музей обороны Приэльбрусья. Большое количество филиалов потребовало единого управления музейным хозяйством, и краеведческий музей получил новое название — Государственный объединенный музей КБР.

В 90-х годах музеи республики переживали не лучшие времена: постоянный дефицит финансирования негативно отразился на состоянии фондовых коллекций и самого здания. Однако, несмотря на эти трудности, сотрудники музея продолжали работать. Именно благодаря самоотверженности и кропотливости Надежды Емельяненко, Назира Кешта, Веры Калмыковой, Ирины Белоцерковской, Азизы Депуевой, Хасана Яхтанигова музейные фонды и экспозиционные площади были приведены в надлежащий порядок. Все это время не прекращалась выставочная и культурно-массовая работа, проводившаяся отделами музея.

© 2000–2017 ys & inn «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка». Сайт не является СМИ. Ограничения по возрасту: 12+.
Запрещается использование материалов сайта без разрешения авторов. Для получения информации по всем интересующим вас вопросам используйте адрес электронной почты ysign@ya.ru.

Горными тропами Кабардино-Балкарии
Нальчик. История, фотографии, афиша, веб-камеры, карта города Нальчик Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Портал Средства массовой информации КБР Новости КБР и Нальчика сегодня онлайн Сухомейло Я. В. |  портфолио