Г Л А В Н А Я            Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я            И С Т О Р И Я            С П Р А В К А            Б И Б Л И О Т Е К А
— Библиотека. 2007 год —
Нальчикский глобус

© Газета «Кабардино-Балкарская правда», 19.04 2007 г., Арсен Булатов

Когда в Париже построили Эйфелеву башню, возмущению французов не было предела. Они считали, что уродливое сооружение портит вид французской столицы. Прошло определенное время, споры вокруг «стального монстра» утихли, и теперь Эйфелева башня стала символом Парижа.

Телевизионная вышка в Нальчике чем-то напоминает парижскую. Особенно она хороша ночью, когда подсветка делает из нее феерическое сооружение, венчающее проспект Ленина. Но телевышка вряд ли станет символом Нальчика. Та же «Бочка», к примеру, которую один раз сожгла не в меру горячая молодежь, имеет гораздо больше шансов остаться в памяти потомков, как особенность столицы КБР. Тем более что на всей бывшей территории СНГ их (бочек) всего несколько.

Но Бочка Бочкой. Она, в конце концов, просто, хоть и оригинальное, но только кафе. А что из памятников может характеризовать эпоху, в которой мы живем? Особняком стоит Мария Темрюковна, которую за полгода до юбилея ее вхождения в состав России запаковали в целлофановую чадру и ничего с нею не делают.

Она, как и ее супруг Иван, жившая в средние века, — неотъемлемая часть городского пейзажа. И ее, как возведенную православной церковью в ранг святой, не касался и уже, наверное, не коснется никакой ветер перемен.

В России начала девяностых такой ветер согнал с постаментов множество персонажей нашей истории. В Москве под натиском толпы и тяжелой техники пали вожди Октябрьской революции. И даже «железный Феликс» покинул Лубянскую площадь с петлей на шее. Не обошел (пусть и обоснованный восстановлением исторической справедливости) вандализм и Нальчик. С привычного места в начале 90-х на «конспиративную» квартиру увезли Владимира Ильича Ленина. Говорят, несколько лет он провел в лежачем состоянии на задворках школы милиции.

Приезжие не понимали, почему постамент с надписью «Ленин» есть, а его хозяина нет. На что не лишенные юмора нальчане отвечали, что господин Ульянов поехал в Германию за траншем для очередной революции. Вакантный постамент нужно было срочно кем-то «забивать». Была идея поставить на него даже памятник Жабаги Казаноко, кабардинского мудреца и просветителя, но почему-то этого делать не стали.

В итоге творческих конкурсов и градостроительных советов на площади Согласия, как ее назвали по случаю отмены гражданской войны, появился земной шар, о котором не говорили и не писали только самые нерасторопные журналисты и несознательные граждане. Наиболее любознательные обнаружили, что на шарике нет даже каких-то материков, как будто собирались по нему путешествовать. Постепенно к шару привыкли и даже стали называть его «Нальчикский глобус», хотя географию по нему никто не изучает.

Между тем, рост самосознания кабардино-балкарских коммунистов снова начал расти. И их многочисленные просьбы и ходатайства о возвращении из затянувшейся командировки Владимира Ильича были услышаны. Ленин вернулся, но на этот раз уже в тыл к своему же постаменту. Теперь он стоит ближе к парку. А общий архитектурный ансамбль шар+Ленин в народе назвали «Ленин в боулинг-клубе», или «Ленин бьет пенальти».

С вождем мирового пролетариата вроде бы все ясно. Он вернулся и пусть не на прежнее место, но бывший постамент находится в зоне его видимости. Постепенно наступила эпоха новых памятников, которые несмотря на серьезную историческую миссию столицу КБР не всегда украшают. После окончания грузино-абхазского военного конфликта, унесшего жизнь более шестидесяти добровольцев из Кабардино-Балкарии, на площади, получившей название республики, фактически одержавшей победу, возник памятник добровольцам, сложившим голову за независимость РА. По утверждению историков, это событие уникальное, поскольку памятников добровольцам больше нет нигде в мире, и Грузия в свое время написала даже ноту протеста в ООН по этому поводу.

Впрочем, памятник уникален тоже. Сама тема настолько щепетильная, что, по-моему, все боятся или стесняются ругать это сооружение. Я, конечно, не большой знаток скульптурных форм, но особых положительных эмоций у этого памятника не испытываю. Для аналогии памятник афганцам в Ореховой роще вызывает у меня, да и не только, мурашки по спине от правдоподобности, чего не скажешь о «Фантомасе», которым пугают детей и который уже новое поколение переименовало в «Терминатора» и «Робокопа».

Любой символ, посвященный реальным историческим событиям, на мой взгляд, тоже должен быть реален, чтобы не было возможности его интерпретации. Памятник абхазским добровольцам в народе, конечно, приняли, но с некоторой иронией, которую, повторюсь, в силу серьезности момента пытаются скрыть. Что не мешает, однако, давать ему различные и не всегда безобидные прозвища.

А чтобы объяснить суть монументального сооружения «Древо жизни», олицетворяющего адыгский народ, победивший смерть, надо прочитать краткий исторический курс. Когда я начал тулить приехавшему из Питера другу про колесо арбы, его спицы и само древо, он задумчиво произнес: «Мудрено, хотя и цветной металл». Иногда в сезон дождей наше дерево даже цветет от патины, но, увы, символом, объединяющим народ, ему не стать, а поэтому и называют его «ребра», «туша» и т.д. Немало «ласковых» откликов от нальчан и гостей нашей столицы звучит и в адрес «Всадника» в районе Стрелки, который настолько лубочен, что святости своего предназначения тоже не оправдывает. Есть такая байка. Маляра, у которого всегда получалось хорошее сочетание красок, спросили: «Как вы подбираете колер?» На что он ответил: «Сливаю в ведро краски, затем начинаю их размешивать голой рукой. Если по спине поползли мурашки, значит, колер подобран хороший».

Наверное, нашим малярам от архитектуры стоит подумать, что они не фасады красят. И их творения будут стоять долгие годы, а возможно, и века, больше вызывая недоумение, чем восхищение.

© 2000–2017 ys & inn «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка». Сайт не является СМИ. Ограничения по возрасту: 12+.
Запрещается использование материалов сайта без разрешения авторов. Для получения информации по всем интересующим вас вопросам используйте адрес электронной почты ysign@ya.ru.

Горными тропами Кабардино-Балкарии
Нальчик. История, фотографии, афиша, веб-камеры, карта города Нальчик Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Портал Средства массовой информации КБР Новости КБР и Нальчика сегодня онлайн Сухомейло Я. В. |  портфолио