История Нальчика    |    Фотогалерея    |    Справка    |    Карта Нальчика    |    Библиотека    |    Скачать    |    Контакты


  

   


 
предыдущая
| оглавление | следующая

 
Нацисты готовили расстрел
 

Германия обделила татов
Ирина Юдина, «Газета Юга» №05, 03.02.2011 г.

•••••
В Тель-Авиве бывший нальчанин Ицхак Кувент инициировал судебный процесс и организует демонстрации, чтобы привлечь внимание к проблеме отказа от выплат компенсаций евреям Северного Кавказа. В отличие от других репатриантов из районов СССР горские евреи не получают пособие в 1710 шекелей (1 шекель = 8 рублей).
•••••Израильский историк, сотрудник центра и фонда «Холокост» Кирилл Феферман разъяснил «Газете Юга»: «Организация Клеймс Конференс, осуществляющая данные выплаты, действует в соответствии с установками немецкого правительства, которые гласят, что компенсации положены тем евреям, кто бежал вследствие оккупации или участвовал в принудительных работах для нужд оккупационных властей.
•••••Клеймс Конференс внимательно изучает данный вопрос по отношению к горским евреям, жителям оккупированного в 1942–43 годах Северного Кавказа, но по состоянию на настоящий момент они не относятся ни к одной из вышеупомянутых категорий».
«Я доказываю в суде, что в Нальчике нацисты готовили расстрел горских евреев, — сообщил Ицхак Кувент корреспонденту «Газеты Юга». — Была назначена и дата — с 3 на 4 января 1943 года. Об этом известно благодаря подпольщикам, служившим в немецкой армии. Партизаны и Красная армия освободили Нальчик раньше срока. Однако более тысячи горских евреев Северного Кавказа все же были уничтожены.
•••••Сейчас все зависит от израильских властей. Они утверждают, что гетто в Нальчике не было. По мнению чиновников, нацисты в отличие от стран Восточной Европы не создавали здесь гетто искусственно, оно уже существовало до войны. Знаю, что границы Еврейской колонки: юг — улица Ямная, север — улица Маяковского, запад — улица Суворова, восток — река Нальчик. Немецкая комендатура располагалась в самом центре Еврейской колонки на улице Рабочая, в помещении детского садика, куда я ходил после войны. По улицам ходил патруль. Лютовали не только немцы, но и русские полицаи. Мама рассказывала, что одну горскую еврейку, на которую показали местные, немцы проверили по возвращении с работ у входа в гетто со стороны ул. Суворова на ул. Горшечная. За четыре картофелины расстреляли. Мама меня привязывала к спине платком, так шла на работу — стирать солдатское белье. Однажды румынский солдат предупредил ее: не бери с собой ребенка, отберут и убьют. С тех пор мама оставляла меня дома с бабушкой…
•••••В Еврейскую колонку после оккупации переселились евреи из других районов города. Европейских евреев, в том числе всех эвакуированных, вскоре расстреляли.
•••••Состоялось уже 11 судов. На сегодняшний день дело о компенсациях передано в Верховный суд Израиля».
•••••Российский историк, сопредседатель фонда «Холокост» Илья Альтман объяснил «Газете Юга», что большинству горских евреев Нальчика удалось выжить в период оккупации, доказав, что они этнические таты, то есть не евреи в расовом отношении, а персы: «В «Энциклопедии Холокоста», выпущенной нашим фондом в 2009 году, посвящена статья горским евреям. В Нальчике горским евреям (около 3 тыс.) вскоре после оккупации по приказу командира айнзатцгруппы «Д» группенфюрера Вальтера Биркампа было предписано ношение опознавательного знака. Тогда же несколько горских евреев были уничтожены вместе с ашкеназами. Однако подавляющему большинству горских евреев Нальчика все же удалось спастись... Есть несколько документальных версий, как решался этот вопрос. По одной из них, решение было принято в результате экспертного заключения российского востоковеда немецкого происхождения Николая Поппе. Его вызвали в ноябре 1942 года в Нальчик в качестве эксперта-этнографа (вместе со специалистом по Кавказу профессором Дитерсом из Боннского университета). Штурмбанфюрер СС Алоиз Перстерер, командир зондеркоманды 10b, предлагал не делать различия между горскими и негорскими евреями и расстрелять тех и других. С ним не соглашался комендант Нальчика капитан Теодор Оберлендер (до войны и после 1943 года он был профессором ряда университетов Германии). Поппе написал заключение, в котором указал, что в царской России горские евреи рассматривались не как евреи, а как прочие горцы, и что их правомернее рассматривать как разновидность татов — народа иранского происхождения. Дополнительным аргументом стало посещение Еврейской колонки — традиционного места проживания евреев в Нальчике — и знакомство с их песнями и плясками.
•••••В письмах и дневниках самого Оберлендера вся история выглядела несколько иначе (ни Поппе, ни Дитерса он не упоминает). Незадолго до Рождества 1942 года, примерно на третьей неделе декабря, к нему обратился Перстерер с просьбой выделить роту особого войскового соединения «Бергман» для помощи в расстреле 2000 горских евреев Нальчика. Оберлендер пригласил Перстерера и его заместителя Германа Рашхофера на ужин, во время которого убедил их отказаться от расстрела.
Помимо того аргумента, что они являются евреями лишь по религии, а во всем остальном ничем не отличаются от других горских народов, фигурировал еще и другой — практическая польза от горских евреев, известных своим искусством шитья одежды и головных уборов из овчины. Кроме того, Оберлендер предложил Перстереру и его начальнику — оберфюреру СС Вальтеру Биркампу (командиру айнзатцгруппы «Д», от которого, вероятно, и исходили приказы о ношении горскими евреями магиндовидов и об их расстреле) совершить инспекционную поездку и ознакомиться с ситуацией на месте. Такая инспекция состоялась буквально накануне Рождества, и ее следствием было указание Биркампа (по свидетельству В. Рейнольдса, данному им на суде над военными преступниками) оставить в живых горских евреев. Об этой инспекции 26.12.1942 года был проинформирован А. Розенберг.
•••••Имеется также версия, что в спасении евреев Нальчика участвовали кабардинцы. По свидетельству адвоката Селима Шалова, председателя созданного 6 декабря 1942 года Национального Совета Кабардинской области, к нему приходила делегация горских евреев во главе с председателем юденрата Шабаевым и рассказала об опасениях за свою жизнь. Тогда Шалов обратился в Кисловодск к фельдмаршалу фон Клейсту и заявил, что горские евреи — это таты, такая же горская народность, как кабардинцы или балкарцы. Была создана комиссия, которая в конце концов с этим согласилась и даже освободила горских евреев Нальчика от обязанности носить нашивку с еврейской шестиконечной звездой».
Нальчикская пенсионерка Бриллиант Мушаилова слышала, что какие-то выплаты должны быть, но куда за ними обращаться, не имеет представления.
•••••Занимается ли этим вопросом кто-либо в Кабардино-Балкарии, узнать не удалось: раввин местной еврейской общины Леви Шабаев не предоставил возможности с ним побеседовать, несмотря на то, что ему через помощника был передан вопрос редакции.
•••••Из-за трудности установить контакт с еврейской общиной КБР Илья Альтман через «Газету Юга» просил поднять вопрос об открытии в Нальчике памятника воинам-освободителям и жителям республики, которые спасли горских евреев: «Такого монумента нет ни в одном из населенных пунктов России, где наша армия спасла всех оставшихся в оккупации евреев в ходе боевых действий».


Нальчикские евреи получили статус переживших Холокост
© www.sk-news.ru, 08.08.2012 г.

•••••После длительной судебной тяжбы Верховный суд Израиля (БАГАЦ) согласился признать право кавказских евреев на получение статуса переживших Холокост, сообщает sk-news.ru со ссылкой на Jewish News.
•••••Согласно постановлению суда, гетто в Нальчике включено в список гетто, находившихся под фашистской оккупацией в годы Второй мировой войны. Для бывших узников это означает получение месячного денежного пособия в размере 1100 шекелей. Благодаря этому решению теперь сотни переживших катастрофу горских евреев теперь могут рассчитывать на получение компенсации в рамках закона о пострадавших от нацистских преследований.
•••••«Учитывая тот факт, что людей, переживших Холокост, в силу естественных причин, становится все меньше, решения по их делам должны быть максимально быстрыми и эффективными», отметили судьи в своем постановлении.
•••••Еще четыре года назад иск о получении статуса переживших катастрофу кавказскими евреями был подан в мировой и окружной суды. Но тогда судьи не стали рассматривать это дело и иск отклонили. Истцы обратились с апелляцией в Верховный суд, который пересмотрел решение предыдущих инстанций и удовлетворил требования истцов.


«Кавказская Газета» Израиля рассказывает историю спасения от фашистов горских евреев Нальчика
© www.sk-news.ru, 23.11.2012 г.

•••••Более 6 лет назад я начал воевать за права евреев Северного Кавказа на получение ежемесячного пособия, которое полагается всем выжившим узникам гетто и лицам, пережившим оккупацию. Говоря о евреях Северного Кавказа, я имею в виду не только горских евреев, но и ашкеназских, проживавших там постоянно или эвакуированных из других городов и республик СССР, — пишет Ицхак Кувент.
•••••4 января в Нальчике, в еврейской колонке, будет установлен мемориальный камень «Спасителям и спасённым» в годы фашистской оккупации. Инициатива воздвижения мемориала принадлежит президенту Кабардино-Балкарии Арсену Башиевичу Канокову. Хорошая, добрая инициатива. Почему именно 4 января? Это знают все, кто пережил фашистскую оккупацию в нашем городе.
•••••В первые дни оккупации Нальчика немцы согнали европейских евреев (600 человек) на ипподром и расстреляли. А вот как поступать с горскими евреями, больше похожими на кавказцев, чем на своих еврейских собратьев, педантичные немцы решили выяснить. Пока выясняли, убили семью Ифраимовых из 10 человек — 70-летнюю Гугуш, ее дочь Нами 30 лет, младшую дочь Руспо 20 лет, невестку Зою 23 лет и шестерых внуков от 2 до 12 лет. Схватили 60-летнюю Новит Мигирову, вывезли за город на грузовике и расстреляли. Были и другие жертвы.
•••••И вот, наконец, из Германии пришёл приказ: всех оставшихся кавказцев иудейского вероисповедания расстрелять. 70 лет тому назад, на 6 часов утра 4 января 1943 года была назначена операция по полному уничтожению всего еврейского населения. Нас спасло чудо — в 4 часа утра в город ворвались партизаны, а следом войска Советской армии. По словам известного историка Ильи Альтмана, спасенная еврейская община Нальчика была самой многочисленной (около 4 000 человек) среди уцелевших еврейских групп в зоне немецкой оккупации.
•••••Никогда не забуду бабушкин рассказ о том, как евреи Нальчика спасая Свиток Торы, имитировали похороны, вынесли Свиток из колонки и под видом похоронной процессии унесли его на кладбище и захоронили. Моя бабушка лично принимала в этих «похоронах» участие, рыдала и рвала на себе волосы. Наверняка, многие соседи знали об этом подлоге, но никто не выдал.


* * * 

Из воспоминаний Авгоши Шамиловой (девичья фамилия Мегирова) 8 января 1998 г., г. Нальчик
Опубликовано на сайте журнала «Архивы и общество» 17.08.2011 г. (http://archivesjournal.ru/?p=2572) 


«… — Вы помните день, когда немцы ушли из Нальчика?
— После Рождества они ушли.
— Как вы узнали, что немцы собираются уничтожить евреев?
— Нам немцы сказали, что машины для нас приготовили. Но наши показали им люльки, как у кабардинцев, чтобы доказать, что мы не европейские евреи, а потом пришла телеграмма от Гитлера, чтобы всех уничтожили. Он сказал: «Что белая собака, что черная — все одно. Уничтожить». И тогда немцы приготовили машины.
— Вы это узнали от немцев или от евреев?
— От евреев. Ведь были среди нас грамотные люди. Они знали. Евреи готовились к смерти.
— Значит, если бы не старики…
— Нас бы убили сразу.
— Но ведь немцы видели синагогу?
— Немцы не были уверены, пока не получили телеграмму из Берлина.
— Какие были отношения между евреями и кабардинцами во время оккупации?
— Очень хорошие. Кабардинцы прятали в своих домах.
— То есть вы не знаете случаев, чтобы кабардинцы предавали евреев?
— Конечно, нет. Клянусь Богом, нет. Этого не было.
— Когда партизаны вошли в город, были ли какие-нибудь бои, стрельба? Вы слышали выстрелы?
— Слышали. Мы знали, что наши заходят, стрельба была.
— Партизаны, которые вошли в город, кто они были? Русские, евреи, кабардинцы?
— Там были и русские и евреи. Разных национальностей.
— Евреи-партизаны потом интересовались, как вы жили при немцах?
— А как же интересовались.
— Кто-нибудь записывал или просто это были разговоры?
— Просто разговоры, спрашивали, как с нами обращались. Они уже все знали. Что машины для нас были готовы. Если бы они вовремя не пришли, нас бы не было в живых.
— После освобождения Нальчика как складывалась ваша жизнь?
— Мы с отцом ходили по кабардинским селениям, чтобы добыть пропитания для детей. Иногда мы что-то меняли, иногда нам просто давали. Давали кукурузу. Мы относили ее на мельницу, мололи муку.»

g
предыдущая | оглавление |  следующая
  
 
   
            
 

История   |   Фотогалерея   |   Справка   |   Карта   |   Библиотека   |   Скачать   |   Контакты

© 2000–2013 inn & ys «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка»


loading