История Нальчика    |    Фотогалерея    |    Справка    |    Карта Нальчика    |    Библиотека    |    Скачать    |    Контакты


  

   


 
предыдущая
| оглавление | следующая

 
художник митрофан Алехин
 

•••••«Нальчик Терской области, собственный дом Алехина...». По такому адресу шли письма Льва Николаевича Толстого к художнику Митрофану Алехину. Они были опубликованы в 1911 году в Пе-тербурге в первом номере журнала «Известия общества Толстовского музея». В предисловии к этой публикации В. Д. Бонч-Бруевич писал: «Летом 1911 г. мне случилось быть в слободе Нальчик Терской области и жить в доме Митрофана Васильевича Алехина, одного из ранних последователей Льва Николаевича, строго проводившего в жизнь принципы его учения...».
•••••В жизни художника Митрофана Алехина (1857–1935) отразилась судьба целого поколения молодых людей, стремившихся найти выход из тупика, в котором оказалась пореформенная Россия, чтобы помочь своему народу. Сын богатого курского купца, окончивший с серебряной медалью Петербургскую академию художеств, еще будучи студентом, примкнул к народникам. Толстовство для Алехина стало главной программой жизни. Еще не будучи лично знаком с художником, Толстой писал ему в 1889 году: «Пожалуйста, напишите, дорогой Митрофан Васильевич, я Вас никогда не видал, но знаю и люблю».
•••••…«Не дождавшись результатов этого обыска, я с женой уехал на Северный Кавказ, — писал Алехин, — и поселился в 50 верстах от железной дороги в слободе Нальчик». Отсюда, из Нальчика, он вел переписку с писателем, уже тогда известным всему миру, на протяжении многих лет. Ныне письма М. В. Алехина хранятся в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве. Это было в апреле 1894 года, а 19 июля 1894 года Алехин сообщал Льву Николаевичу из Нальчика: «Когда мы приехали... я занялся посадкой овощей, для чего и сняли небольшой кусок земли в трех верстах от Нальчика, у некоей Долинской, которая владеет 50 десятинами, из коих 7 или 8 распахано, остальная же под пастбищем и сенокосом...
•••••В письме из Нальчика от 30 марта 1898 года Митрофан Васильевич писал: «…Я очень любил живопись, но любил как занятие свободное, дающее художнику более или менее независимое положение в обществе, ...свободного от низкопоклонства, чинов, определенного вознаграждения за самоунижение... Мужику не нужно искусство, которому я обучался в академии, потому что он не сможет стать на ту степень безумия и развращенности, на котором стоит высший класс городского сословия — ему нужно такое искусство, которое бы было понятно ему, облегчило бы его непосильный труд и нищенскую жизнь и сделало бы его человеком, а не забитою, затертою и затравленною скотиною... Что же такое искусство? Искусство есть прирожденная сущность человека. У животных есть сущность приспосабливаться. У человека, кроме этой сущности приспособления, есть высшая — одухотворяться и одухотворять...». Эта мысль определяет позицию Алехина как художника. В его картинах красота в пейзажах, в них гармоническая стройность («Базар в Нальчике»). Живописец создал серию портретных образов. Чист и застенчив взгляд «Девушки в розовом», горделив и молод «Горец». Среди них «Автопортрет» самого художника с пристальным взглядом, который смотрит на мир глазами простого народа, желает, чтобы его искусство было спасением от невзгод. Он творил сам по себе и не думал о славе, а картины свои раздавал людям просто так, из соображений чести и совести. Более 60 из них находятся в запасниках музеев Кабардино-Балкарии.
•••••В Нальчике Алехин прожил более 40 лет. Семья жила на два дома. Сначала в центре слободы, на улице Крайней (ныне улица Революционная, 12), в доме, построенном еще в начале XX века, в котором Алехин прожил более десяти лет. Этот дом и сегодня существует в первозданном виде. Низкий фундамент, широкое окно, узкая дверь, выходящая прямо на улицу, ветхая крыша с пострадавшей от времени черепицей, облупившаяся штукатурка. Дом нуждается в реставрации, но скоро может случиться так, что и восстанавливать уже будет нечего.
•••••Другой дом — на Мужичьем хуторе, на бывшей Ямной (ныне улица Добровольского, 71). В доме, хорошо сохранившемся, четыре комнаты, деревянные полы и потолки, печь с духовкой, веранда, 'переделанная в кухню. Была большая библиотека, а стены сплошь увешены были картинами художника с «Автопортретом» в зале. Рядом — времянка, где находились пчелы, а вокруг — густой сад с грушами, персиками, сливами и морем цветов, среди которых 50 кустов роз, садовые фиалки. Рядом стояла мельница на берегу реки, вдали — Детский дом (ныне школа-интернат на улице Калинина) и густой тенистый сад. В этом доме жили художник Митрофан Васильевич, его жена Маланья Васильевна, их приемная дочь Анна Федоровна, внучка Надежда Владимировна. Алехин умел делать все: пахать землю, сажать сады, разводить пчел, строить дома, столярничать, шить сапоги. И делал это с удовольствием, этим он зарабатывал на жизнь. Талантливый художник, лишенный права преподавать, после 1917 года Митрофан Васильевич работал простым учителем рисования в школах города Нальчика, в педучилище, в Ленинском учебном городке (где ныне медфак КБГУ). Внешне он был похож на своего, кумира. Монументальная фигура, седая окладистая борода, всегда в толстовке и сапогах, приветлив, внимателен, спокоен и уверен в себе. Жил он скромно и незаметно, не рассказывал окружающим о своем прошлом, просто и естественно воплощал в себе идеал абсолютной, безграничной любви к людям.
•••••Умер он в 1935 году, похоронен на старом кладбище (на улице Пятигорской), возле Симеоновской церкви, но могила не сохранилась, на месте кладбища теперь жилые дома.
•••••Приводимый выше рассказ о Митрофане Алехине опубликован в книге Нины Громовой «Нальчик и нальчане»  [16, стр. 43].©


предыдущая | оглавление | следующая

 
  
   
            
 

История   |   Фотогалерея   |   Справка   |   Карта   |   Библиотека   |   Скачать   |   Контакты

© 2000–2013 inn & ys «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка»


loading