История Нальчика    |    Фотогалерея    |    Справка    |    Карта Нальчика    |    Библиотека    |    Скачать    |    Контакты


  

   


 
предыдущая
| оглавление | следующая

 
СЛОБОДА НАЛЬЧИК
 

•••••В 1863 году военное поселение преобразовано в слободу. Нальчик стал центром округа Терской области с населением около 3,5 тыс. человек [8, стр. 51]. К 1865 году слобода делилась на несколько частей по национальному и социальному признакам. В отдельном поселке, хотя и считавшемся частью слободы, жили горские евреи. Рядом с Нальчиком находилась немецкая колония Александровская. Русское население Нальчика делилось на две группы: «коренных жителей» и «иногородних». Иногородние жили преимущественно в одном районе Нальчика, называвшемся «Астраханкой» и располагавшемся на берегу реки, недалеко от горско-еврейского поселка. Кроме того, к Нальчику примыкало несколько поселков и хуторов: хутор Мужичий, населенный крестьянами, поселок в слободских садах, хутора Долинский, Раздолье, Затишье, а на правом берегу находилось кабардинское поселение Вольный Аул. 
•••••Астраханская слобода, или Астраханка, располагалась на месте нынешнего железнодорожного переезда, что по улице Кабардинской. Население ее составляли иногородние переселенцы, в основном из Астраханских степей, жившие в саманных домиках под соломенными крышами. Газета «Терские ведомости» от 29 августа 1908 года писала: «Итак — у коренных жителей, как полноправных хозяев, все: и земельный надел, и покос, и пастбищные места, и выгонные места, и усадебная земля, которую всегда можно продать иногороднему и брать с него деньги в свою пользу... Всякий согласится, что положение иногороднего крайне незавидно, но он сам пошел на эти условия, пошел добровольно, потому что ничего не поделаешь; нужда скачет, нужда пляшет... Тяжело приходится иногородним, особенно живущим в так называемой Астраханке. Это — самая что ни на есть беднота, голь перекатная». © 2000–2009 inn & ys «Нальчик 2000» www.nalchik2000.narod.ru
•••••Так называемая Еврейская колония, а в обиходе «Колонка», располагалась в середине 19 века в двух верстах от Нальчика. А начало ей положили несколько семей, поселившихся в 1847–1848 годах рядом с крепостью. «Еврейская колония, — писал в газете «Терские ведомости» некто А. Бабич, — это просто группа домов, очень грязных и, между прочим, крытых железом. Вся почти колония состоит из лавок, где продается большего частию красный товар. Тут существует, впрочем, главная улица... на которой вы можете увидеть гуляющих еврейских детей в первобытном костюме. На балконах, которые имеются почти в каждом жилище, сидят обыкновенно, ничего не делая, старики, не выпуская изо рта своих коротеньких трубок. К ним иногда присоединяется оборванная молодежь». В скором времени верста, разделяющая слободу и еврейский поселок, исчезла как таковая.
•••••Александровка — это Александровская немецкая колония, располагавшаяся вначале близ Нальчика и, по словам цитировавшегося выше Б. К. Далгата, «не отличающаяся особенным благоустройством и довольством», впоследствии слившаяся с городом, став одним из его микрорайонов. Немцы прибыли в Кабарду в 1852 году из Ставропольской губернии, а в 1858 году Александровская колония была узаконена. Власти предполагали, что немцы научат горцев культурному земледелию, но этого не произошло, хотя колонисты, как свидетельствует воинский начальник Нальчикского укрепления майор Занаревский, получали «необыкновенные урожаи пшеницы и ржи». © 2000–2009 inn & ys «Нальчик 2000» www.nalchik2000.narod.ru
•••••Первоначальное население Вольного Аула составляли освобожденные крепостные крестьяне непокорных России кабардинских владельцев. С. Бейтуганов приводит документ, датированный 1829 годом, из которого видно, что «с 1822 года по сие время выбежало из гор и из-за Кубани кабардинских подвластных крестьян до 500 душ, из коих 320 поселены в так называемом Вольном ауле при укреплении Нальчикском». В 1865 году здесь проживало уже около тысячи человек. «...Пополнение вольноаульцев осуществлялось но мере бегства крестьян от непокорных владельцев и обращения их с соответствующей просьбой к русским властям». Отличительная сословная особенность вольноаульцев состояла в том, что они, согласно документам, были причислены русскими к узденям! В прошении к начальнику Центра Кавказской линии Голицыну мулла Вольного аула хаджи Индрис Пачев в 1846 году, указывая на свои разногласия с его жителями, требовал, чтобы дела свои они рассматривали «по шариату, а дочерей своих выдавали в замужество за узденей кабардинских, а также брали бы жен из означенной фамилии с совершением браков по истинному нашему закону». Уздень Индрис Пачев жаловался, что вольноаульцы не хотят никакого шариатского правосудия, ни даже русского, а будут разбирать дела природными адатами». В 1865 году Вольный Аул, как особая административная единица, был упразднен, но как населенный пункт «близ укр. Нальчикского» оставался на географических картах еще долгие годы, лишь в 1970 году окончательно слившись со столицей республики [30, стр. 16].
•••••В Нальчике существовала правильная улично-квартальная планировка. В слободе было 13 продольных и поперечных улиц — Ермоловская улица (Свободы), Елизаветинская (Нахушева), Буль­варная (Шогенцукова), Церковная (Советская — Кешокова), Красная (Суворова), Алексеевская (ныне Чехова) [16] и 3 площади. «Главная улица форштата, имеющая в длину одну версту, умощена булыжным камнем, по обеим сторонам имеет тротуары, обсажена тополями и по ночам освещается фонарями». Вид улицы как таковой самая известная улица Нальчика — Кабардинская, бывшая Воронцовская, она же Большая, она же Главная — обрела в 1848 году, когда сюда было завезено «383 арбы щебня, чтобы разровнять рытвины и колдобины. В следующем году было установлено 8 железных дощечек с обозначением названий улиц, закуплено 20 и установлено 18 столбов с фонарями. Для освещения использовали постное масло и фитили из пеньки или бумаги» [31, стр. 166].
•••••А вот что писал в выходящей во Владикавказе газете «Казбек» Б.К. Далгат: «Тут находятся окружное управление, слободское управление и суд, почтово-телеграфная контора, горский словесный суд, ставка начальника 2-го участка, камера судебного следователя, горская школа, казенная и земская почтовые станции, благотворительное общество, 1 православная церковь, 1 еврейская синагога, 1 мужская, 1 женская и 1 еврейская школы, аптека, лавки, базар и т. д. Понятно, что все это притягивает в Нальчик массу кабардинцев и горцев, немцев, евреев, казаков из станиц и дает кусок хлеба не одной бедной семье слобожан. Общественное спокойствие и безопасность в Нальчике теперь вполне обеспечены. Времена разбойников в настоящее время прошли, кажется, безвозвратно; теперь уже можно спокойно спать с открытыми окнами во двор. У почти каждого слобожанина есть огород — бахча и сад, главным образом, для себя. На базаре масса овощей и фруктов, но покупают все больше приезжие и служащие, все по баснословно дешевой цене, славятся пришибские арбузы. Немцы из колонии торгуют продуктами домашнего молочного хозяйства; горские евреи продают сафьян, чевяки и разную мелочь; кабардинец проносит по дворам сыр» [30, стр. 10].
•••••В путевых заметках «Из путешествия по Кавказу» П. Остряков писал: «В прежнее время имел Нальчик стратегическое значение и был главным пунктом центра Кавказа, а теперь он составляет только центр окружного управления Кабарды. В нем живут окружной начальник со своим штабом, помещается управление местных войск, маленькая церковь, старая крепость, служащая помещением острогу, казармы и несколько лавок... О какой бы то ни было промышленности нет и помину. Даже простые сальные свечи покупаются в Нальчике на вес серебра. несмотря на то, что в Кабарде развито животноводство, и в частности, овцеводство, здесь нет даже производства кож. Живой баран в Нальчике стоит 60 копеек, а выработанная кожа, привезенная из Ростова, покупается за 6–7 рублей» [8, стр. 51]. © 2000–2009 inn & ys «Нальчик 2000» www.nalchik2000.narod.ru
•••••В январе 1851 года в Нальчике открывается кабардинская школа с контингентом в 25 человек, которые обучались за счет общественных взносов [52, стр. 456]. Хотя школа и просуществовала всего 10 лет, она содействовала в определенной мере просвещению кабардинцев и балкарцев и приобщению их к мировой культуре. При горской школе в Нальчике, открытой в 1860 году [52, стр. 463], существовало в 1875–78 годах педагогическое отделение для лучших выпускников окружных школ; кроме общеобразовательных предметов преподавались педагогика, дидактика, методика преподавания русского языка, арифметики и письма. Сама школа состояла из 4-х классов, по своему статусу она приравнивалась к уездному училищу. Ученики школы получали также свидетельство, дававшее им право преподавать в сельских школах.
•••••В последующие годы слобода расширилась. В последние годы 19 века начинается развитие слободы — в 1884 году уже было «2 бульвара, 16 улиц, 22 поперечных переулка и базарная площадь», 13 кирпично-черепичных заводов, 4 кузницы, 20 постоялых дворов, полсотни лавок, харчевен и т.д.  Однако сама слобода представляла из себя захолустье, с грязными немощеными улицами, без освещения. Вот как описывается Нальчик в газете «Терские ведомости», выходившей во Владикавказе, центре Терской области в период с 1868 по 1917 годы: «Сущая беда — выйти по делам, а то просто-таки от скуки ради в осеннюю ночь. На дворе темь непроглядная, а на улицах и переулках невылазная грязь. Освещать улицы фонарями в Нальчике нет обыкновения, впрочем, только большая улица на протяжении 1/2 версты освещается десятком едва мерцающих фонариков. Идущий по улице ежеминутно должен опасаться или влететь по колено в грязь и оставить в ней свои калоши, или же наткнуться на дерево и расколотить себе лоб» [51].


предыдущая | оглавление | следующая

  
  
   
            
 

История   |   Фотогалерея   |   Справка   |   Карта   |   Библиотека   |   Скачать   |   Контакты

© 2000–2013 inn & ys «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка»


loading