Г Л А В Н А Я            Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я            И С Т О Р И Я            С П Р А В К А            Б И Б Л И О Т Е К А
— История Нальчика: от крепости к столице и курорту —
предыдущая | оглавление | следующая
Глава 7. «Недаром маленьким Парижем...»

Визитные карточки истории

Улица Кабардинская

Начало улице Кабардинской дала дорога, которая вела от Екатериноградских ворот до Нальчикской крепости, пересекая её форштадт (предместье).

Застройка форштадта велась хаотично. На это обратил внимание посетивший укрепление в 1834 г. начальник штаба Отдельного Кавказского корпуса Владимир Дмитриевич Вольховский, выпускник Царскосельского лицея «пушкинского набора». Он порекомендовал выровнять и расширить основную улицу, и таким образом она стала стержневой, по которой затем равнялись продольные улицы, а поперечные пересекались с ними под прямым углом. Так была заложена планировка будущей слободы.

Впрочем, ездить по той улице-дороге следовало осторожно, чтобы не столкнуться с повозками, пешеходами, всадниками, а также свободно гулявшими домашними животными. И только достигнув границы форштадта, где находился так называемый разгонный пост, можно было уже скакать во всю прыть. Роль дальней дороги Кабардинская улица выполняет и по сию пору.

Названия улиц в Нальчике появились примерно 100 лет назад (вероятно, к 300-летию воцарения династии Романовых). Тогда-то улица, неофициально именовавшаяся как главная или Большая, стала Воронцовской.

Особой нужды в именах улиц нальчане не испытывали: и власти, и почтовики прекрасно знали расположение учреждений и фамилии домовладельцев. В массе своей малограмотное население отправляло и получало письма редко, а для доставки корреспонденции достаточно было адресовать её в слободу Нальчик Терской области, такому-то, иногда добавив «собственный дом».

Первый орган восстановленной советской власти в марте 1920 г. — Кабардино-Балкарский революционный комитет — издал приказ о переименовании нескольких улиц. Воронцовская стала называться именем Карла Маркса.

Из этих первых переименований несколько десятилетий продержалось только одно — ул. Советская (бывшая Церковная, ныне — имени писателя Алима Кешокова).

Так что к учредительному съезду Советов (25–30 ноября 1921 г.) формально Воронцовской улицы уже не было. А вот Кабардинская ещё с дореволюционных времён была. Так называлась теперешняя Мало-Кабардинская.

Следовательно, воспоминания Семёна Михайловича Будённого, прибывшего на съезд и, как считается, выступившего инициатором переименования Воронцовской в Кабардинскую, мягко говоря, нуждаются в корректировке.

Нормативный акт о назывании улицы пока не обнаружен. Но факт остаётся фактом: с начала 1920-х годов во всех документах центральная улица города именовалась Кабардинской.

Тогда же, 90 лет назад, дома Нальчика получили номера. Это событие связано с подготовкой к проведению первой Всесоюзной переписи населения 1926 года. Разумеется, впоследствии нумерация неоднократно менялась.1

 
Улица Кабардинская до реконструкции. 3 января 2007 года.

«Старые парикмахерские и магазинчики, будки чистильщиков обуви, лоточки для торговли морсом и мороженым... Все это дремало днем. Дремала моя Кабардинская улица. Вечером же негде было яблоку упасть ни на проезжей части, ни на тротуарах: по краям которых росли все те же акации. Казалось, весь Нальчик выходил на свою главную улицу.

Мало-Кабардинская, Грибоедова, Чехова, Красивый переулок, Октябрьская...

Конечно, что-то из ветхого жилья пойдет под нож бульдозера.

Готов проект очень интересного дома переменной этажности. Он займет территорию от угла Ногмова и Октябрьской до Кабардинской. Есть в старом городе и прекрасные дома — добротные, красивые.

Хотелось бы, чтобы архитекторы и дизайнеры нашли варианты, которые, с одной стороны, не дадут убить старый город, а с другой — сделают владельцев реставрированных особняков счастливыми обладателями комфортабельных жилищ.

Существует уже проект реконструкции улицы Чехова: от Кабардинской до Октябрьской она будет застроена двухэтажными коттеджами с небольшими уютными двориками. Такие же коттеджи следует возвести на всех улочках, прилегающих к Кабардинской. Сегодня они «устали» от старости, ненужности, забытости, заброшенности.

И уже многие махнули рукой: — Умер старый город! Не рано ли махнули? Сегодня появилась надежда. Реальная. Уже десятки людей «колдуют» над проектами и задумками. Порой дерзкими, фантастичными. Но я уверен, останутся домики под черепичными крышами на улицах моего детства. С зелеными, утопающими в цветах двориками, со скамеечками возле ярких калиток, с булыжными мостовыми и фонарями под седую старину.

В киноархиве я нашел кадры: по Кабардинской мирно плетется арба, запряженная парой волов. Тихая безлюдная улица. Лишь несколько человек стоят на тротуарах. И эта арба, в которой сидят старик со старухой. Сидят молча. Едут молча. Куда? Зачем? И я поймал себя на мысли: не такой же дремлющей, стала улица моего детства сегодня. Разве что на ней не увидишь арбы?

Моя Кабардинская... Когда-то по ней проходили колонны демонстрантов. И маршалы стояли на трибуне. И всадники кричали: «Маржа!», — так почти 30 лет тому назад описывал будущие перспективы исторического центра Нальчика Владимир Халидович Вороков, кинорежиссер, председатель Кабардино-Балкарского отделения Всероссийского фонда культуры.2

1 сентября 2016 года Кабардино-Балкария отметила 95-летие государственности. Одним из самых ярких праздничных событий стало открытие пешеходной зоны на улице Кабардинской. Этого дня нальчане ждали много лет.

На Кабардинской многое осталось по-прежнему. Например, зоомагазин, находящийся в доме дореволюционной постройки. После реконструкции здание преобразилось. Старинные фасады получили вторую жизнь. Они выкрашены в пастельные тона, которые приятны для глаз, успокаивают нервы. Маленькие витые балкончики украшены цветами, и этот, казалось бы, малозначительный факт подчеркивает тёплую и уютную атмосферу старого города.

 
Улица Кабардинская после реконструкции. 3 июля 2017 года.

После реконструкции Кабардинская напоминает европейскую улицу и тут, как говорится, всё в кассу: и плитка, и фонари, и клумбы, и телефонная будка, и кондитерская с названием «Бейкер стрит». Одним словом, старый город преображается, и по вечерам здесь не протолкнуться.

Со временем на Кабардинской откроют новые кафе и магазины, но уже сейчас эту улицу можно с уверенностью назвать визитной карточкой Кабардино-Балкарии.3

Дом купцов Зипаловых

Спускаясь вниз по ул. Кабардинской, можно увидеть двухэтажный дом 1903 года постройки (Кабардинская, 35). Он построен нальчикскими купцами Зипаловыми, которые имели свои торговые представительства по всей территории Терской области. Год постройки отображен на декоративных портиках под крышей.

Сейчас можно наблюдать следы неумелой реконструкции, испортившей исторический фасад здания.4

Это старинное здание с балконами, с фигурной кладкой, привлекающее к себе пристальное внимание горожан, и теперь находится на углу улиц Ногмова, дом 4 (бывшая Почтовая) и Кабардинская, дом 35 (бывшая Воронцовская). Со стороны Ногмова в доме на первом этаже 4 окна и 2 железных двери, а на втором этаже — 5 окон и балкон с ажурной решеткой.

Со стороны Кабардинской на первом этаже этого дома 4 окна и широкая железная дверь, а на втором этаже — 6 окон, над которыми хорошо видна дата постройки дома: «1903 год», а рядом — инициалы хозяина дома: «П. 3.», то есть «Петр Зипалов».

К нему вплотную примыкает двухэтажный кирпичный дом, на первом этаже которого — 3 окна и массивная железная дверь, а на втором этаже — 4 окна, над которыми надпись: «1913 год». Это дом родного брата Петра Зипалова Афанасия Григорьевича.

Времена меняются. После революции там поселились другие люди. А после освобождения Нальчика от немецко-фашистской оккупации, когда оказался разрушенным кинотеатр «Победа», в нем стали демонстрировать фильмы. Перед сеансами выступал эстрадный оркестр с солисткой Зинаидой Моисеенко. А концерт вел популярнейший в народе конферансье, блиставший искрометным юмором, Эммануил Мартиросов.

На втором этаже здания в то время размещался Дворец пионеров. Первые шаги на его сцене сделала кумир публики Ирина Шериева, брал за душу своим пением Вадим Нескородов, исполнявший песню «Заветный камень». А будущие балерины, занимавшиеся хореографией под руководством Иосифа Казимировича Шиккера, пленяли публику темпераментной «Тарантеллой».

Несколько лет спустя здесь разместилась филармония, на сцене которой симфонический оркестр исполнял классические произведения русских и зарубежных композиторов.5

Напротив этого дома находится родовое гнездо нальчикских купцов Шуйских. Одноэтажное здание постройки середины XIX века. Оно имеет полуподвальный этаж, где у хозяев был винный погреб. Когда-то к этому дому примыкал большой приусадебный участок с садом, конюшнями и прочими хозяйственными постройками.

В этом доме в семье купца И. Е. Шуйского родился и рос Иван Ильич Шуйский — известный ученый, составивший климатологическое описание Кабардино-Балкарии.6

По сведениям краеведа и издателя В. Н. Колярова, брата Петра Зипалова звали не Афанасий, а Григорий — об этом свидетельствуют архивные документы. Так же, по мнению В. Н. Котлярова, можно с большой степенью уверенности утверждать, что архитектором дома Зипаловых в Нальчике является Владимир Иосифович Грозмани (1840–1910), в 18671871 годах бывший войсковым архитектором, далее производителем работ в Терской области, в 1897–1900 годах — главным областным инженером.

Самыми известными и значительными постройками В. И. Грозмани считаются Ермоловские ванны в Пятигорске, дома для больных офицеров в Кисловодске и женская гимназия во Владикавказе. Также Владимир Иосифович построил много общественных и частных зданий, особняков и коттеджей. Но самыми приметными из них стала принадлежавшая купцу Л. Н. Зипалову гостиница в Кисловодске.

«За прошедшее время дом претерпел множество варварских (это самое уместное здесь определение) вмешательств. Причем некоторые из строительных новаций не поддаются разумному объяснению: к примеру, крайне непрофессионально (неряшливость зашкаливает) заложенные окна на первом этаже совершенно обезобразили внешний вид здания. При этом не было осуществлено ни одного не то что капитального, а обычного ремонта. Подвальное помещение постоянно залито водой, и как может быть по-другому, если сюда спущены водосточные трубы.

В 1988 году неисповедимыми путями особняк по улице Кабардинская, являющийся, напомним, архитектурным памятником СКФО, ушел в частные руки. Что же сделано собственником за прошедшие 28 лет из более чем столетней истории дома? Несколько окон и дверей и заложены кирпичом и зашиты листовым железом; на втором этаже установлены пластиковые окна. Вот и все. Правда, сейчас в залах первого этажа осуществляется переделка. Но вот кто ее санкционировал?

В этом году особняк облагородили внешне, но вы зайдите внутрь и увидите, что за фасадом и во дворе не просто разруха, а сюжет для снятия фильма «Собачье сердце». Если дело пойдет таким образом и дальше, то дом купцов Зипаловых, настоящий архитектурный шедевр, будет утрачен», — пишет Виктор Котляров в публикации о доме купцов Зипаловых на своей странице в Facebook.

 
«Дом купца Зипалова» на углу ул. Кабардинской и улицы имени Ш. Ногмова в Нальчике.
11 августа 2015 года.

Здание Управления Центра Кавказской линии

«Двухэтажный дом с мезонином вспомнил. Тот, что на улице Суворова. Он теперь старый-престарый. Еще бы! Единственный сохранившийся от крепости. Возможно, и он скоро рухнет, так и не дождавшись обещанной реконструкции. А в нем, построенном в 1818 году, когда-то размещалось управление Центра Кавказской линии», — пишет Владимир Халидович Вороков, председатель Кабардино-Балкарского Фонда культуры.7

На углу улиц Суворова и Революционной, напротив Детского парка, расположен старинный дом, на нем мемориальная доска: «В этом здании в XIX веке размещалось управление Центра Кавказской линии. Здание, одно из старейших в республике, является архитектурным памятником. Охраняется государством».

Давний хозяин этого дома князь Владимир Сергеевич Голицын был хорошо знаком с поэтом Пушкиным, с которым их связывали общие воспоминания о Кавказе. Через два года после гибели Пушкина В. С. Голицын, по его собственному прошению, отправился вновь на Кавказ, был назначен начальником Центра Кавказской линии, обосновался в Нальчикской крепости именно в этом доме, куда следом за ним прибыла его жена Прасковья Николаевна и их младшая дочь Александра.

В Центральном государственном архиве КБР есть «Список лиц, на имя которых адресованы конверты казенные и письма, следует с георгиевской почтовой конторы отправлять в Нальчик». Этот список составлен в конце 1842 года, в нем-то и записана «Ея сиятельство княгиня Прасковья Николаевна Голицына».

Этот красивый двухэтажный дом с широким балконом, с четырьмя высокими колоннами и чинаревыми стенами, с деревянными потолками и полами, очень удобный и уютный, где проходили частые приемы, на которых бывали высокие офицерские чины, известные чиновники, знатные горцы, был гордостью гостеприимной хозяйки.

Людмила Семеновна Филимонова в этом доме живет уже 70 лет. По ее словам, накануне Первомайской демонстрации 1935 года ее семья (мама, телеграфистка НКВД, отчим, брат и она) переехали в этот дом. Уже тогда они знали, что это историческое здание, его макет находился в краеведческом музее. Рассказывали, что построили его на форштадте крепости Нальчик для генерала, начальника управления Центра Кавказской линии, крепостей Моздок, Георгиевск, Пятигорск, Кисловодск.

Потом хозяином этого дома был купец Тринкин. И она застала еще и помнит родственницу этого купца, жившую раньше в этом доме, а потом — во дворе, где прежде были конюшни, а уже после их переделали в бараки и сараи.

После освобождения города от фашистской оккупации этот дом капитально отремонтировали, поменяли рамы, на медных болтах которых стояла дата — 1818 год. А вот ставни окон никогда не менялись. На них металлические крепления еще XIX века.

Теперь в доме крыша повреждена, а второй этаж с балконом в аварийном состоянии. Хотелось бы, чтобы обратили внимание на этот мемориал, сделали хотя бы косметический ремонт, привели бы в порядок колонны, чтобы внешне дом прилично выглядел.

Из окон дома видно, как люди проходят, читают надпись и удивляются, что исторический памятник в таком плачевном состоянии. По внешнему виду никак не скажешь, что это здание охраняется государством: внутренность колонн оголилась, штукатурка осыпалась. Или уже сняли бы совсем мемориальную доску.8

Приводимые выше слова В. Х. Ворокова содержат довольно распространенное заблуждение о том, что это здание было построено в 1818 году. Возможно, оно основано на так же изложенном выше рассказе старожила Нины Громовой, где идет речь о медных болтах, датированных 1818 годом.

Но, во-первых, по мнению большинства краеведов, крепость Нальчик, а следовательно и все постройки к ней относящиеся, появилась не ранее 1822 года.

Во-вторых, упоминания об этом здании отсутствуют в описаниях крепости и крепостных строений 1839 года, приводимые руководителем Архивной службы КБР С. Н. Бейтугановым в книге «Кабарда: история и фамилии»9 и краеведами В. Я. Пеннер и Н. В. Пеннер в книге «Нальчик глазами современников»10, что позволяет предположить, что здание это было возведено не ранее 1839 года.

Наиболее вероятная дата его постройки — 1842 год, когда генерал В. С. Голицын был назначен на должность командующего Центром Кавказской Линии, за что и получил прозвище «Центральный». К этому времени, скорее всего, ни в крепости, ни на форштате уже не было свободного места для постройки здания таких размеров с примыкающим к нему участком и площадью, потому, вероятно, оно и было возведено на территории военного поселения, сразу за форштатом.

«Евгения Тютюнина, автор статьи «Дом Голицына», предполагает, что именно в нем мог проживать князь Владимир Сергеевич Голицын, ставший весной 1842 года начальником Центра Кавказской линии. Но если и проживал он в доме с колоннами, как считает архивист Е. Тютюнина, то было уже это в сороковых годах — времени вторичного пребывания Голицына на Кавказе.

А так как к этому моменту территория, прилегающая к укреплению, была вся застроена, то «понятно, что для собственного дома начальник Центра предпочел место, достаточно отдаленное и просторное. Вполне вероятно, что он (дом), а так же площадь за ним до речного берега составляли в свое время удобную усадьбу, центром которой становился особняк, напоминающий своей архитектурой господский дом в помещичьем имении, обычный в средней России, окруженный к тому же хозяйственными службами.

Старожилы вспоминают, что действительно за домом, на месте нынешнего здания школы №3, когда-то росли вековые деревья — очевидно, остатки старинного сада. Итак, дом с колоннами по адресу: улица Суворова, 2, принадлежал ли он князю Голицыну или другому богатому человеку — в свое время обращал на себя внимание любого приезжего да и занимал воображение многих нальчан — так нетипичен он он был для общего стиля слободки.

Может, потому и установили на нем мемориальную доску, которая теперь, кажется, выглядит самой прочной деталью обветшавшего строения», — такие сведения об этом здании приводит краевед и издатель Виктор Котляров в книге «Неповторимый Нальчик».11

Судьбой исторического здания обеспокоено предприятие «Наследие» при министерстве культуры КБР. По словам его руководителя Тимура Кармова, дом не имеет изысканных архитектурных деталей и является образцом казарменного строительства для чиновничьей администрации, но вопрос сохранения этого исторического объекта — дело чести.

— Зная состояние этого здания, я бы мог сказать, что легче его снести и построить копию. Но это исторический объект, и поступать так с ним нельзя.

Дом начальника Центра Кавказской линии состоит на учете в министерстве культуры как памятник истории и культуры республиканского значения.

В идеале здесь можно было сделать музей, представив элементы гарнизонной жизни, быта горцев. Мы могли бы запросить какие-то материалы в Эрмитаже и Военном музее, восстановить полковую форму нальчикского гарнизона. Но для спасения исторического здания, ему нужно придать федеральный статус. Тогда будет проще получить средства на его восстановление, а сумма требуется немалая, — говорит Тимур Михайлович.12

 
Нальчик. Здание Управления Центра Кавказской Линии на улице имени А. Суворова.
11 августа 2015 года.
 
Мемориальная табличка на здании. 11 августа 2015 года.

Здание Фонда культуры КБР

Наиболее удачно из всех зданий дореволюционной постройки сложилась судьба здания на углу улиц Свободы и Малокабардинской — в нем ныне находится Фонд культуры КБР.

Как это ни странно, но о нем не говорится ни слова в краеведческих изданиях. Из табличек на здании известно, что в 1918 году в нем помещался Штаб первого нальчикского революционного отряда, а в 1920 — первый окружком комсомола Кабарды и Балкарии, а построено оно было в 1912 году, о чем свидетельствуют цифры на фасаде здания.

 
Нальчик. Здание Фонда культуры КБР на ул. Малокабардинской.  Построено в 1912 году.
11 августа 2015 года.
 
Интерьер здания Фонда культуры КБР на ул. Малокабардинской. 4 августа 2016 года.

Здание Реального училища

Здание бывшего Реального училища в сквере Свободы было заложено 13 июля 1911 года. 20 октября 1913 года состоялось торжественное открытие Кабардино-горского реального училища имени императора Александра III.

Здание построено буквой «Г». Центральный фасад выходит на улицу И. Арманд. Большие окна, выполненные в мавританском стиле, обеспечивают хорошую инсоляцию помещения. Фасад украшен растительным орнаментом. Это здание пережило много на своем веку, но практически всегда исполняло свое главное предназначение — учебное.

В 1920-е годы на территории реального училища действовал Ленинский учебный городок (ЛУГ). Это было учебное заведение по подготовке советско-партийных работников среднего звена. В годы Великой Отечественной войны в этом здании располагался госпиталь для раненых красноармейцев.

Помещение бывшего реального училища сильно пострадало во время оккупации Нальчика немецко-фашистскими захватчиками. После войны здание было восстановлено и в настоящее время продолжает выполнять свои основные функции учебного заведения.13

«В 1957 году его передали университету под медицинский факультет. Таким образом, старое здание опять встретилось со студентами-медиками. Более 50-ти лет медики обучались в этих стенах, и здание стало известно среди горожан как медфак.

Нет, ребята, это не медфак, это именно здание реального училища, представляющее для города историческую и архитектурную ценность.

А медфак его еще больше испортил. Старинные массивные двери столько десятилетий украшавшие вход заменили на современное недоразумение из пластика. Эти пластиковые двери не только еще больше испортили фасад здания, но и придали ему нелепый вид. Электронная проходная за этими дверями смотрится среди старинных стен как спецназовец среди рыцарей.

Но теперь и медфак переводят в другие помещения. Верхний этаж здания уже пуст. Я попытался выяснить, какая судьба уготовлена зданию. Что с ним собираются делать и кому передать, но внятного ответа на этот вопрос так и не получил. Наверное, плохо старался.

Остается надеяться, что старинные стены давшие образование многим и многим поколениям нальчан, не испортят окончательно, что здание, которое без малого сто лет служит образованию, и дальше будет радовать своеобразным архитектурным обликом прошлого века», — пишет Виктор Дулаев, корреспондент газеты «Нальчик-Экспресс».14

 
Нальчик. Здание бывшего Реального училища в сквере Свободы. 3 августа 2016 года.

Надгробные памятники Жабаги Казаноко и его жены

В сквере Свободы рядом со зданием бывшего Реального училища (и бывшего уже медицинского факультета КБГУ) установлены надгробные памятники первого кабардинского просветителя Жабаги Казаноко и его жены.

«Я не старался узнать, что именно написано на камнях. Хотелось думать, что сказанное на них — лучшее, что может сказать человек. Наверно, так оно и есть. Тут могила первого ученого-просветителя кабардинского народа Жабаги Казаноко, что значит «сын кузнеца» — современника Петра Великого, императриц Анны и Елизаветы...

«И в саду, и в поле, и в могиле трудись для будущего», — любил говорить мудрец Казаноко. Может быть, эти слова и высечены на его могиле. Не знаю», — приводит слова писателя Сергея Бондарина о памятнике краевед Виктор Котляров в книге «Нальчик и его окрестности» и далее продолжает:

«Сергей Бондарин не совсем точен — в садике Свободы нет захоронения Жабаги Казаноко (прах его остался там, где и был предан земле, — на кладбище несуществующего ныне поселения между Чегемом и Баксаном). Нет там и приведенных выше слов, которые к тому же не совсем точно отражают мысль мудреца.

Кстати говоря, одно время здесь, на памятной доске, можно было прочитать изречение:

«Человек и в малом, и в большом должен творить для грядущего»,

перевод которого (точнее было бы сказать — авторство) принадлежит кабардинскому драматургу Аскерби Шортанову, посвятившему Ж. Казаноко ряд трудов.

Изречение это было верным по сути, но исторически некорректным. Смысл же приведенной эпитафии раскрыт во второй части монументального труда Леонида Лаврова «Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках».

И гласит она следующее: «Обладатель этого — умерший, получивший прощение, аль-Хаджа Джабаги Казанук. Да помилует Всевышний Аллах их обоих! Прочтите общую за его душу Фатиху! Дата: 1163 год. Работа Шихали».

Из этого следует — воспользуемся выводами Заура Налоева, большого кабардинского писателя и ученого, нашего современника, чье имя и труды останутся в истории, — что: а) Ж. Казаноко — не вымышленное лицо; б) он был состоятельным мусульманином и совершил паломничество в Мекку; в) был известной личностью; г) если дата на камне указывает на год смерти, а не на год установки памятника, то «обладатель» скончался по григорианскому календарю где-то между 11 декабря 1749-го и 20 ноября 1750 года».15

 
Нальчик. Надмогильные плиты Ж. Казаноко и его жены в сквере Свободы. 31 августа 2008 года.

Здание управления Нальчикского округа

«За Романовским сквером располагался один из старейших домов слободы. Здесь размещался временный кабардинский суд. С 1838 по 1842 год секретарем этого суда служил известный просветитель кабардинского народа Шора Бекмурзович Ногмов.

Во второй половине XIX века, когда военное поселение было упразднено и Нальчик получил статус слободы, в этом доме разместилось управление Нальчикским округом. При Советской власти в здании, до переезда на новую территорию, располагался республиканский краеведческий музей.

В 1990-е годы здесь действовала мечеть. В 2003 году историческое здание было безжалостно разрушено. Теперь на его месте пустырь», — такие сведения о не так давно существовавшем здании на улице Кешокова (Советской) приводит Владимир Шевчук, кандидат исторических наук.16

Однако, по мнению руководителя Архивной службы КБР С. Н. Бейтуганова, здесь, как и во многих публикациях, касающихся деятельности Шоры Ногмова в его бытность секретарем Кабардинского временного суда, ошибочно указывается здание, сохранившееся (оно было снесено в 2003 году) по улице Советской (ныне Кешокова), в котором он якобы работал.

О здании, в котором располагался Кабардинский временный суд в 1839 году, когда в нем работал Шора Ногмов, в ведомости (казенных строений нальчикского укрепления) указано: «...дом, занимаемый Кабардинским временным судом, турлучный, в 3-х комнатах, полы и потолки деревянные, крытые камышом».

Отсюда ясно, что кирпичное здание, о котором идет речь в публикациях как о доме, в котором работал Шора Ногмов, не соответствует действительности.

Другое дело, что здание могло быть построено на месте старого.17

 
Нальчик. На втором плане здание на улице Советской (ныне улица имени А. П. Кешокова),
в котором в начале ХХ века размещалось Окружное управление Нальчикского округа
Терской области. Снесено в 2003 году. Октябрь 2000 года.

Горский и Романовский сквер

«Романовский сквер… Слышали ли вы, что был такой в Нальчике? Возможно, да, но скорее всего нет, так как название это вот уже почти сто лет (с установлением Советской власти) вышло из обихода. Оно — неофициальное — сохранилось лишь в воспоминаниях современников, да на почтовых дореволюционных открытках. И так случилось, что с годами стало ассоциироваться вовсе не с тем местом, которое когда-то обозначало.

Вот, к примеру, на сайте администрации города Нальчик размещена статья кандидата исторических наук Владимира Шевчука «На сегодняшний день зданий, некогда украшавших улицы старого Нальчика, почти не осталось». В ней говорится, в частности, и о том, что на месте нынешнего танцевального зала до 1929 года располагался храм Симеона Столпника.

А вот и интересующее нас уточнение: «За церковной оградой находился Романовский сквер, где когда-то играла музыка и прогуливались жители слободы. За Романовским сквером располагался один из старейших домов слободы. Здесь размещался временный кабардинский суд…».

В другой статье — Заурбека Шахмурзаева «Почему Кавказ — это Россия» также читаем: «Из России приехали учителя, врачи, ремесленники. Более того, приезжей русской аристократией был организован театр. В этом заведении играли не артисты, а сами же дворяне. Русскими был создан Романовский сквер в районе нынешнего Танцзала, выстроен первый светский суд».

Цитировать можно достаточно долго — источников таких немало. Как будто все ясно: Романовский сквер — это нынешний скверик Свободы, располагающийся между улицами Кешокова и Арманд, на территории которого находится ныне памятник Древо жизни и надгробные стелы Жабаги Казаноко и его супруге, танцевальный зал и кафе у входа со стороны улицы Кешокова, продолжающее захватывать все новые и новые территории, естественно, с разрешения местных властей.

А что на этом месте было раньше? Как видно из цитируемого выше: храм Симеона Столпника, ротонда, в которой играл духовой оркестр, временный кабардинский суд.

Вот воспоминания Нины Николаевны Суховой: «В верхней части города небольшой сквер, огороженный узорчатой кирпичной стеной. За оградой — площадь с церковью посредине. На церковной площади обычно стояли фаэтоны, линейки в ожидании пассажиров. В сквере стояла ротонда в которой по воскресеньям, после обедни, играл оркестр воинской части; публика прогуливалась по аллее от калитки до калитки (ворот не было). Справа от сквера стоял дом начальника округа...».

Так как сквер этот достаточно малого размера, трудно представить, что на его территории могли разместиться еще какие-то, помимо названных, заведения, в частности, общественного питания. Но именно об этом свидетельствуют дореволюционные почтовые открытки фотографа Новиковского.

Надпись на одной из них, достаточно известной, гласит: «Кавказ. Нальчик. Романовский сквер». На другой, встречаемой куда реже, читаем: «Нальчик. Ресторан в Романовском сквере». Но что же мы видим на них? На первой — улицу Воронцовскую (сегодняшнюю Кабардинскую) на ее пересечении с нынешней Революционной.

А теперь посмотрим перспективу — на пересечении следующей с Кабардинской улицы (Почтовой ныне Ногмова) заметно двухэтажное здание. Оно легко определяется уже своей архитектурой — это дом купцов Зипаловых.

Что касается фотографии ресторана. Он мог находиться где угодно, только не рядом с церквью — соседство храма и питейного заведения в царской России не приветствовалось. Следовательно, ресторан, о чем и свидетельствует подпись, располагался в Романовском сквере, которым являлся сквер, расположенный между улицами Кабардинская-Свободы, с одной стороны, и Революционная-Ногмова, с другой.

С нами в этом вопросе согласны и такие известные архивисты, как Е. С. Тютюнина и О. Л. Опрышко. Ну а окончательную точку в этом вопросе ставят воспоминания фельдшера Н. Н. Сухова «Здравоохранение в Кабардино-Балкарской АССР», хранящиеся в Национальном архиве КБР. Напомнив, что малый базар в дореволюционном Нальчике находился на месте нынешнего кинотеатра «Победа», процитуем интересующий нас отрывок:

«Здесь же малый базар, а ниже, через несколько домов, маленький Романовский сквер (пионерский лагерь).

За сквером почта, почему и улица, проходящая перпендикулярно Воронцовской, названа Почтовой».

Уточним, что ныне этот сквер, коим по большому счету он давно уже не является, носит негласное название детский парк, а в послевоенные годы на его территории действительно функционировал пионерский лагерь.

Как-будто с местонахождением Романовского сквера все ясно. Но возникает вопрос: как же тогда назывался сквер между улицами Арманд и Кешокова? Ответ мы находим в воспоминаниях К. Чхеидзе «О событиях гражданской войны на Тереке». В главе второй «Перед эвакуацией и эвакуация Нальчика» читаем:

«Прапорщик, мужчина атлетического сложения и бешеного нрава, так сказать, сорвался с нарезов. Утром 3 марта, после ночи, проведенной в пьянстве, он появился в Горском сквере (Горский сквер расположен под окнами дома, где жил Правитель)». Уточнение в скобках сделано самим Константином Александровичем.

Итак, суммируем. Н. Сухова: «Справа от сквера стоял дом начальника округа». К. Чхеидзе: «Горский сквер расположен под окнами дома, где жил Правитель». Начальник округа и правитель — в данном случае одно и то же лицо.

Следовательно, сквер, в котором расположен нынешний танцевальный зал, назывался Горским.

Почему же за столь короткое время — неполных сто лет — из нашей памяти не только выветрилось название сквера, но и произошла подмена объектов как таковых. К сожалению, объяснение одно — идеология.

Романовский сквер (его еще называли Нижним) с приходом Советской власти, подвергшей нигилистическому остракизму все, что было связано с царской династией, вообще лишился имени как такового, став более известен как детский парк. Горский сквер (обыватели его еще называли Верхний, Верховный — по месту нахождения властных структур) с установлением власти большевиков практически сразу был переименован в сквер (садик) Свободы» — рассказывает краевед В. Н. Котляров.18

 
Кавказ. Нальчик. Ресторан в Романовском сквере.
Почтовая карточка начала XX века. Издательство И. Н. Новиковского.19
 
№3. Кавказ. Нальчик. Горский сквер.
Почтовая карточка начала XX века. Издание И. Н. Новиковского.20

Дома князя Балкарукова

На углу улиц Нахушева (бывшая Октябрьская и Елизаветинская), дом №2, и Кешокова (бывшая Советская и  Церковная), дом №60 стоит одноэтажный дом на каменном фундаменте с фигурной кирпичной кладкой, с 6 окнами, с одной стороны, и столькими же, с другой. На фасаде, в центре дома, вверху, под железной крышей, сохранилась дата — 1909 год.

Именно тогда только что построенный дом купил князь Дадаша Балкаруков в честь своей дочери Софият, родившейся в 1909 году. В этом доме, где жила семья князя Балкарукова, на крыше разводили лимонные деревья в кадках, среди которых была устроена летняя семейная столовая.

В этом здании в 1921 году был первый исполнительный комитет Балкарского окружного совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, о чем свидетельствует мемориальная доска, прикрепленная к стене дома со стороны улицы Нахушева. Потом в нем был клуб МВД, ныне там — Кабардино-Балкарский театр кукол.

Рядом, на улице Нахушева, стоит дом №4, двухэтажный, кирпичный, с высокими овальными окнами в деревянных рамах наверху, с тремя балконами на цепях, под одним из которых сохранилась металлическая опора. На первом этаже входная дверь, обитая дерматином, и ворота с калиткой под аркой в центре фасада. Дом ветхий.

Со двора это здание выглядит еще печальнее. С одной стороны, — одноэтажное деревянное строение с двумя окнами без рам. С другой — двухэтажное здание с двумя окнами внизу и столькими же вверху, без рам. Снаружи — чугунная лестница, ведущая на второй этаж.

Дом этот тоже принадлежал князю Дадаше Балкарукову. Он задумал построить этот дом рядом с тем, в котором жил с 1909 года. Для этого пригласил из Санкт-Петербурга архитектора-итальянца. Строительство дома было закончено в 1920 году.

Это был двухэтажный особняк в переулке, с кадками лимонных деревьев на висячих балконах, с художественной росписью стен внутри комнат.

Случилось так, что именно тогда князя Балкарукова предупредили о том, что начнутся аресты и расстрелы, посоветовали срочно покинуть дом. Той же ночью князь, собрав семью (у него было 6 дочерей и 2 сына), оставив все, взял только рояль, учителя музыки и гувернантку, выехал из Нальчика.

Переодевшись в цыган, они отправились в Кисловодск, поселились на собственной даче, напротив Нарзанной галереи, где прежде летом отдыхали, и потом в этот дом уже не вернулись.

До последнего времени в доме было общежитие. Капитальный ремонт был проведен еще в 1967 году. Ныне это здание с прилегающей площадью в 477 квадратных метров приобретено под офис обществом с ограниченной ответственностью «ЭР-Г» по договору купли от 18 августа 2000 года.21

 
Нальчик. Здание на углу современных улиц имени А. Кешокова и Б. Нахушева, купленное
в 1909 году князем Балкаруковым. 9 августа 2008 года.
 
Нальчик. «Дом с балконами на цепях» — дом князя Балкарукова на современной улице
имени Б. Нахушева. Построен в 1920 году. 10 августа 2008 года.

Дача Сталина

В начале 1910-х годов началась активная дачная застройка района Затишье. Эти дачные домики были снесены еще в 1960-е годы. На их месте находится республиканская больница и многоэтажные жилые дома.

По счастливой случайности сохранился маленький домик, напоминающий сказочный теремок с верандой, застекленной витражами. Это дача №5. В народе его называют «Сталинской дачей».

Действительно, с 27 мая по 8 августа 1921 года на этой даче жил Иосиф Виссарионович Сталин, тогда еще нарком по делам национальностей.

Известен и хозяин дачи. До революции этот дом принадлежал ростовскому купцу Михаилу Матвеевичу Дутикову, эмигрировавшему с семьей за границу после поражения армии А. И. Деникина. Имеются сведения, что И. В. Сталин гостил в этом доме и в 1929 году.

В 1950-е годы на даче №5 жили преподаватели сельскохозяйственного техникума. В настоящее время дача №5 является собственностью КБГУ.22

 
Нальчик. Затишье. «Дача Сталина». 17 августа 2007 года.

Долинск

И в районе Долинска сохранилось несколько исторических зданий. На территории Дома отдыха «Маяк» стоит одноэтажный дом, где в августе 1917 года жил знаменитый русский певец Федор Иванович Шаляпин. В настоящее время фасад дома потерял свой исторический облик и о его прошлом напоминает лишь скромная мемориальная табличка.

Другим сохранившимся зданием является дом-музей украинской писательницы и переводчицы М. А. Марко Вовчок. На территории участка находится могила писательницы. В настоящее время дом отреставрирован, участок огорожен новым декоративным металлическим забором.23

Бывшую дачу князя Сухорукова ныне занимает Литературный музей. Этот дом 1912 года постройки в Долинске называют фадеевским. В 1925–26 годах Александр Фадеев писал здесь отдельные главы романа «Разгром».

Сейчас в этом обветшавшем здании находится литературный музей КБР. Но посетителей в нем нет. Пятую зиму в музее не работает отопление. Протекает крыша, от сырости осыпается штукатурка.

«Музей был задуман еще в 80-е, — рассказывает специалист по экспозиции Артур Азаматов. — Сотрудники Национального музея провели огромную работу: собирали и обрабатывали информацию, экспонаты. Для организации экспозиции были приглашены специалисты из Петербурга. Открытие состоялось в 1997.

К нам приходили отдыхающие, студенты, школьники, учителя. Проводились различные просветительские и образовательные мероприятия. Коллеги говорили, что по содержанию и оформлению наш музей лучший на Северном Кавказе. В этом музее собраны уникальные архивные и фотоматериалы, рукописи, книги, предметы быта, произведения искусства. Все, что связано с национальной культурой кабардинцев и балкарцев!

Дело не только в отоплении. Без капитального ремонта не обойтись. Мы неоднократно обращались в различные инстанции. Обещают помочь. Мы-то сами терпеливые. Но экспонаты не могут ждать!

Состояние этого музея полностью выражает отношение нашей республики к культуре».24

 
Нальчик. Дача Сухорукова — Литературный музей. Долинск, улица имени  Балкарова.
3 января 2008 года.

Дом Лепешинских в Долинске

Известный в городе памятник архитектуры, включенный в перечень памятников федерального значения, уже много лет находится в большом запустении. Дом является одним из старейших зданий в городе, построенном в конце 1880-х годов.

Кому он принадлежал до революции, установить пока не удалось. Существует мнение, что его владелицей была Екатерина Петровна Долинская, основавшая в 1886 году здесь хутор. С тех пор это место стало называться Долинском. Владелица прожила здесь около двух лет.

Дом интересной постройки, двухэтажный, имеет три деревянных балкона, но в нем нет подвала, между грунтом и дощатым полом возникло пространство высотой сантиметров 70. Центральный балкон украшен декоративными деревянными элементами.

Два боковых балкона имеют островерхие крыши со шпилями, из которых сохранился только один. Крыльцо центрального входа полностью разрушено, на второй этаж ведет узкая лестница. Остались элементы внутреннего убранства — лепнина на потолке и остатки системы печного отопления.25

«Долинские построили дом, озеленили усадьбу, а свободные места сдавали в аренду. Некоторые участки арендаторы покупали и строили на них летние дачи. В этих дачах отдыхали курортники из разных городов России, — поясняет старожил Нальчика Нина Громова, — После революции земли и дома перешли Советам, прежние владельцы вынуждены были покинуть Долинск, и даже оставлять приказчиков и секретарей стало небезопасно.

А слухи о том, что якобы дом построил князь Атажукин, всего лишь слухи. Князь никакого отношения к строениям не имел. В 1921 году в этом доме жили соратники Ленина супруги Лепешинские».

Ольга Борисовна Лепешинская — известный в стране врач, позднее — академик АМН СССР — впервые в Кабардино-Балкарии организовала «Санаторию №1» для туберкулезных больных. Эти первые шаги были очень удачны. Первыми больными были люди, пострадавшие в Первой Мировой войне. Интенсивное лечение и питание, целебный воздух делали свое дело, и больные выздоравливали».

С тех пор дом известен как «Дом Лепешинских». Позднее в нем располагалась контора Совхоза декоративных культур, которая приблизительно в начале 80-х годов ХХ века была перенесена в новое здание у Волчьих Ворот. Сама контора занимала первый этаж. На втором этаже было общежитие, где жили молодые специалисты. Но уже много лет дом заброшен.

В настоящее время памятник представлен Министерством культуры КБР для участия в Федеральной целевой программе «Ремонт объектов культуры». Управление архитектуры и градостроительства Местной администрации г. о. Нальчик проводит обмерочные работы для составления чертежей здания и последующей реконструкции.

«Мы должны определить статус строения, подлежит ли он реконструкции или реставрации, — поясняет главный архитектор управления Александр Тарарин. — Здание находится в плачевном состоянии, прежде всего, потому, что у него много деревянных конструкций — это и резные украшения, ставни, окна, двери, веранда.

Весь второй этаж деревянный, доски, балки во многих местах прогнили — они совершенно не были защищены от погодных условий, от сырости, так что внутрь заходить опасно. Каменная часть в хорошем состоянии, нет просадки фундамента, первый этаж тоже практически не пострадал от времени, его нужно только доработать.

Глава Местной администрации Нальчика считает, что в нашем городе не так много зданий, которые заслуживают такого внимания, как это строение, поэтому он дал поручение изучить вопрос возможности его восстановления. Как строение дом находится в ведении Горимущества, но как памятник — в федеральном ведении.

Поэтому кто будет выполнять эту работу, в какие сроки, мы сказать не можем, однако со своей стороны делаем все возможное».26

 
Нальчик. Долинск. Дом Лепешинских на улице имени И. П. Ковтуненко. 18 августа 2008 года.

Мемориальная плита в честь покорения Эльбруса

В Нальчике по ул. Лермонтова у входа в здание Кабардино-Балкарской конторы Стройбанка СССР, где до 1971 года размещался Кабардино-Балкарский институт истории, филологии, экономики, стояла чугунная плита. Текст на ней рассказывал о совершенном кабардинцем Киларом Хашировым в 1829 году первом восхождении на Эльбрус, высочайшую вершину Кавказского хребта.

Из текста мемориальной надписи следует, что плита отлита на Луганском заводе в 1829 году и что она должна была отметить место, где в горах под Эльбрусом стоял Г. А. Емануель со своей экспедицией. Но по каким-то причинам плиты (их было две — одна на русском, другая — на арабском языке) к месту стоянки лагеря на берегу реки Малки, вблизи водопада Султан, доставить не удалось.

Возможно, этому помешали ранение и отставка Емануеля в 1831 году. Его же преемник на посту командующего Кавказской линией генерал А. А. Вельяминов либо не знал ничего об отлитых мемориальных плитах, либо не проявил к ним интереса. Так или иначе, с тех пор обе плиты на 80 лет застряли в Пятигорске.

В начале 40-х годов XIX века их видели в коридоре Николаевских, ныне Лермонтовских, ванн, затем в середине 50-х годов их перенесли в Елизаветинскую, ныне Академическую, галерею. С 1860 года они помещались рядом с гротом Дианы в парке «Цветник», возможно, потому, что и сам грот, первоначально именовавшийся «Эльбрус», был устроен в память покорения Эльбруса в 1829 году. В начале XX века плиты висели на стене грота.

 
Нальчик. Памятная плита на улице имени А. С.  Пушкина у входа
в здание КБИИФЭ. 31 июля 2006 года.

В 1909 году по настоянию начальника военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа генерала Потто обе плиты перевезли в г. Тифлис в Кавказский военно-исторический музей, так называемый храм «Славы». Взамен их в литейной мастерской «Подкумок» в Пятигорске отлили копии, которые теперь находятся в городском краеведческом музее. Они тоже стали одной из достопримечательностей Пятигорска.

Плиту в Тбилиси увидел археолог Г. Акритас, который занимался реконструкцией здания Кавказского военно-исторического музея. В 1953 году он переехал в Нальчик и стал работать в секторе археологии КБНИИ. О плите он сообщил руководству института.

Инициатором доставки чугунной плиты из Грузии в Кабардино-Балкарию был директор КБНИИ К. Н. Керефов.

Плита была доставлена в Нальчик в 1954 году, а в 1957-м, накануне празднования 400-летия добровольного присоединения Кабарды к России, установлена у бывшего здания КБНИИ.

Были изготовлены два экземпляра копий с оригинала. Один из них установлен у входа в здание КБИИФЭ по улице Пушкина, а другой — у памятника Килару Хаширову у въезда в поселок Верхний Баксан, а оригинал передан в Кабардино-Балкарский краеведческий музей для постоянного хранения и экспонирования.

Проследив по публикациям XIX–XX веков, связанным с научной экспедицией на Эльбрус под руководством Г. А. Емануеля и с судьбой мемориальное плиты, изготовленной в честь покорения высочайшей вершины Кавказа было установлено, что нальчикский экземпляр является оригиналом, изготовленным «...на Луганском заводе в 1829 году».27


___________________________________________

1. Тютюнина Е. Дорога дальняя. Публикация на сайте газеты Кабардино-Балкарская правда. 11.01.2017.

2. Пеннер В. Я. Пеннер Н. В. Нальчик глазами современников. Нальчик. 1993. С. 135.

3. Битиров Э. Улица нашего детства. Газета Кабардино-Балкарская правда. 09.09.2016.

4. Шевчук В. Архитектурные памятники. Публикация на сайте Кабардино-Балкария. Мир и мы. 05.09.2013.

5. Громова Н. Нальчик и нальчане. 2006. С. 6–7.

6. См. прим. 4.

7. Вороков В. Х. Прогулки по старому Нальчику. Газета Кабардино-Балкарская правда. 18.01.2010.

8. См. прим. 4. С. 8–9.

9. Бейтуганов С. Н. Кабарда: история и фамилии. Нальчик, 2007. С. 497.

10. См. прим. 2. С. 1112.

11. Котляров В. Котлярова М. Неповторимый Нальчик. 2006. С. 179–180.

12. Авторские материалы, предоставленные Анной Габуевой, корреспондентом газеты «Кабардино-Балкарская правда». 20092011.

13. См. прим. 4.

14. Дулаев В. Газета Нальчик-Экспресс. №39. 22.09.2009.

15. Котляров В. Котлярова М. Шогенова Ж. Нальчик и его окрестности. 2005. С. 36–37.

16. См. прим. 4.

17. См. прим. 9. С. 497.

18. Котляров В. Романовский сквер. Публикация в Живом Журнале. 05.03.2015.

19. Выставлено на аукционе meshok.

20. Выставлено на аукционе meshok.

21. См. прим. 5. С. 6–7.

22. См. прим. 4.

23. Там же.

24. Газета Юга. №5. 03.02.2011.

25. См. прим. 4.

26. Бекузарова Ю. Дом Лепешинских в Нальчике в любой момент может обрушиться. Газета Нальчик. 15.09.2013.

27. См. прим. 2. С. 143.

предыдущая | оглавление | следующая

© 2000–2017 ys & inn «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка». Сайт не является СМИ. Ограничения по возрасту: 12+.
Запрещается использование материалов сайта без разрешения авторов. Для получения информации по всем интересующим вас вопросам используйте адрес электронной почты ysign@ya.ru.

Горными тропами Кабардино-Балкарии/a></td>
			</tr>
		<tr>
			<td align=
Нальчик. История, фотографии, афиша, веб-камеры, карта города Нальчик Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Портал Средства массовой информации КБР Новости КБР и Нальчика сегодня онлайн Сухомейло Я. В. |  портфолио