Г Л А В Н А Я            Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я            И С Т О Р И Я            С П Р А В К А            Б И Б Л И О Т Е К А
— История Нальчика: от крепости к столице и курорту —
предыдущая | оглавление | следующая
Глава 7. «Недаром маленьким Парижем...»

Нальчикский городской парк «Атажукинский сад»

Гордостью Нальчика и его жителей считается городской парк культуры и отдыха, ныне носящий название «Атажукинский сад». По вполне справедливому мнению краеведа и издателя В. Н. Котлярова, это «зеленое чудо» — одно из ста чудес Кабардино-Балкарии — большой зеленый массив, расположенный в центре города и сливающийся с курортной зоной.

За более чем 150-летнюю историю парк неоднократно менял названия. C 1865 года по 1923 год будущий Нальчикский городской парк культуры и отдыха назывался «Атажукин сад» — по имени князя и его потомков, волею судеб оказавшихся его владельцами, с 1923 по 1930 годы — «Парк имени Коммунистического Интернационала» и «Кабардинский парк» одновременно, а в 1933 он стал «Парком имени Сталина».1 С 1958 года и вплоть до 8 июня 2007 года парк назывался «Парком культуры и отдыха».

8 июня 2007 года Нальчикский городской Совет местного самоуправления принял решение о переименовании Нальчикского парка культуры и отдыха в «Атажукинский сад», что связано с обращением Международной Черкесской организации, представителей научной общественности, культуры и спорта, поддержанные оргкомитетом по подготовке и проведению празднования 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства.2

Как бы там ни было, какие бы теперь названия ни носил Нальчикский городской парк, необходимо понимать, что парк в современном виде создан коммунистическим трудом многих сотен людей. Именно в результате их труда запустелый «Атажукин сад» ушел в небытие, а его место в 1920-е годы прошлого века занял строго распланированный образец нового культурного быта.

Именно этот парк, созданный в лучшие годы советской эпохи, является общим достоянием всех людей, живущих в Нальчике и Кабардино-Балкарии, вне зависимости от национальности и социальной принадлежности.

 
Нальчик. Вход в городской парк «Атажукинский сад». 8 августа 2014 года.

27 августа 1842 года в Кабардинский временный суд поступило предписание Начальника Центра Кавказской Линии князя Голицына, в котором говорилось, что он, «желая способствовать развитию садоводства и огородной промышленности в Кабарде... выписал из России отличного садовника с лучшими прививками всех сортов плодовых деревьев, а также огородными семенами самого высокого достоинства».

Голицын решил «около крепости Нальчик устроить огород, в котором... означенный садовник будет преподавать поручаемым ему ученикам все, что касается до садового и огородного искусства, упражняя учеников на деле при неослабном надзоре». Голицын, конечно, знал, что мало кто из высшего сословия сам возьмется за такое «крестьянское» дело, как садоводство.

Поэтому, как в случае с растениеводством, он приглашал князей и узденей первых двух степеней «отдать в заведение до 1 октября текущего года по одному ученику из холопьев своих, избирая преимущественно молодого с острым понятием и буде можно с охотою к садоводству».

Видимо, желая ускорить набор учеников, он далее предупреждал, что «после 1 октября никто уже принимаем не будет». Предписание указывало условия обучения учеников и содержало конкретные рекомендации по «выращиванию и уходу за семенами и саженцами дикорастущих плодовых деревьев словом все, что нужно знать хорошему огороднику».

Владельцы, отдавшие своих крестьян на обучение, получали возможность с января 1844 года приобрести «прививки самых высоких сортов». «Таким образом, обнадеживал Голицын, через два года Кабарда может иметь все доселе ей неизвестные произрастания четырех частей света, а несколько позже и фруктовые сады, которые сделаются для нее источником изобилия и богатства».

Исполненный надежд, Голицын установил даже дату смотра успехов «по огородному искусству и хождению за фруктовыми деревьями» в 1847 году. Были определены награды победителям (князьям и узденям) и денежные премии 250 рублей серебром, а их садовники получили бы по 50 рублей серебром.

Говоря о таких перспективах, Голицын ставил перед владельцами условия: они должны были обеспечить направляемых на учебу учеников одеждой и питанием, а за обучение и инструменты «никто платить не должен ничего». Учеба начиналась 8 сентября 1842 года и заканчивалась 1 октября следующего года. После этого срока они возвращались «каждый в свой дом, с полным огородным инструментом и обширным запасом семян всех сортов».

Деятельность Голицына вписывалась в планы наместника Кавказа по устройству рассадников разных деревьев и растений на Северном Кавказе. 25 января 1846 года о предполагаемом их устройстве ему сообщил из Тифлиса генерал-майор Ольшевский.

В своем рапорте от 6 февраля 1846 года Завадовскому Голицын отмечал:

«В течение четырех лет в Нальчике и во всей Кабарде рассаживаются плодовитые деревья и разная овощ в огромном размере, сады и огороды доведены всюду, и туземцы постигают необходимость подобного рода заведений.

Между тем для вящего поощрения к этой общеполезной мере я бы предлагал еще учредить в Вольном ауле, что на правом берегу реки Нальчика, против крепости образцовый сад, в котором поместился бы огород, и назначить на этот предмет четыре десятины плодородной земли, которые обрыть широкой канавой и обнести тыном из хвороста.

Разные фруктовые деревья, как-то: яблоко, груши, алыча и сливы, которыми изобилуют леса близлежащие, представляют весьма легкое средство пересадки в означенное место в данном состоянии, облагородить же рассадник прививками, из Крыма выписанными, весьма легко, что делается уже немалое время в общественном саду жителей Нальчикского поселения, жителей форштата и в аулах Кабарды. Для овощей необходимо выписать семян высших доброт от Вагнера в Риге...».

Голицыну не довелось определить победителя «по огородному искусству». В 1846 году, в связи с походом Шамиля в Кабарду, обвиненный в ослаблении управления вверенным ему участком Кавказской линии, он был удален с должности.3

 
Нальчик. Липовая аллея в Атажукином саду.
Почтовая карточка начала XX века. Издательство К. М. Львова.4
 
Долина реки Нальчик. Спуск с Атажукинского сада.
Почтовая карточка начала XX века.
5
 
Нальчик. Последний спуск с Атажукинского сада.
Почтовая карточка начала XX века. Издание магазина «Работник».
6

После удаления Голицына с поста начальника Центра, его место занял князь, полковник, впоследствии генерал-майор Эристов. Он продолжил реформаторские начинания Голицына.

Шестнадцатого ноября 1850 года начальник Центра Кавказской линии Эристов писал в канцелярию наместника Кавказа:

 «При Нальчикском укреплении существуют сады: фруктовый, виноградный и оранжерея с разными цветами, заведенные еще предшественниками моими...

До сих пор кабардинцы, желающие заводить сады в своих аулах, пользовались деревьями из этого сада от разведенной школы молодых деревьев, и я искренне желал бы поддержать и поощрять их к этому желанию, которое ведет к постоянному водворению их на одних местах, поэтому... не будет ли предвидеться возможности прислать ко мне садовника сколько-нибудь опытного по части садоводства».

В ту пору сад был совсем молод, и о том, как он начинался в сороковых годах XIX столетия, рассказывают нальчикские поселяне: «Каждое семейство обязано было засадить в виде своего участка по 105 диких дерев разной величины и сорта, что нами было исполнено тогда же, хотя и с большим трудом, ибо для засаживания деревьев мы принуждены были копать ямки через посредство кирок, так как грунт земли, отведенный под сад, очень каменистый...».

В укреплении был еще и казенный сад, за которым ухаживал крепостной крестьянин князя Голицына Данила Емельянович Трускин. Помощниками садовника были казаки Василий Фролов и Федор Копылков, а его учениками — сыновья нальчикских поселян Константин Зайцев, Андрей Косяков и Михаил Егоров.

Но с отъездом из Нальчика князя Голицына, а значит, и его садовника, пришлось искать замену. В короткое время для казенного сада был нанят «иностранец Гиро», а распоряжением наместника Кавказа князя М. С. Воронцова с южного берега Крыма в Нальчик доставлено 5000 виноградных лоз семи сортов, 700 прививочных черенков яблонь, груш, вишен, черешни, слив, а также черенки бельбекских тополей, с Кавминвод прислано 100 саженцев каштановых деревьев.

Посылки с черенками и саженцами прибывали и позднее. На работах в саду было занято до 500 солдат стоявшего в Нальчике Кубанского егерского полка, силами которых была подведена вода из реки Шалушки.

В итоге сад принимал вид, много лет спустя описанный Я. В. Абрамовым: «Он разделялся на две части, из которых одна представляла полукруглую террасу, довольно круто спускающуюся в долину, а другая ж саму долину, по которой протекает река Нальчик. Терраса была искусственно разделена на несколько малых террас, которые, представляя каждая правильный полукруг, возвышались друг над другом порогами. Все эти террасы были превращены в великолепные виноградники.

Нижняя часть сада была засажена самыми разнообразными плодовыми деревьями — грушевыми, яблонями, шишками, алычою, вишнями, черешней, барбарисом, персиком, тутовником и т. д. Были здесь великолепные аллеи из лип и акаций, была превосходная круглая лужайка, обсаженная огромными персиками, тутовыми деревьями и т. д. Для поливки виноградников и некоторых частей нижнего сада был проведен за несколько верст канал».

Присланный в Нальчик «казенный ученик императорского Никитского сада Иван Иванов» продержался здесь недолго, и сад вновь остался на попечении малоопытных нальчикских жителей. Имя последнего садовника, донесенное документами, — рядовой инвалидной команды Федор Липатьев. На поддержание сада у казны находились только мизерные средства.

Вновь интерес к нему пробудила земельная реформа 1860-х годов. К этому времени сад занимал 29 десятин земли (более 30 гектаров). Председатель Терской сословно-поземельной комиссии Д. С. Кодзоков на том основании, что «садовый участок не принесет никакой казне пользы, это очевидно из того, что он более 10 лет заброшен по неимению средств его содержать», предложил отдать его полковнику князю Атажукину.

Начальник Терской области одобрил эту идею и распорядился «предоставить полковнику князю Атажуке Атажукину бывший казенный сад в пользование навсегда... как собственность».7

Итак, в 1865 году командование линии подарило сад князю Атажукину, но не Измаил-бею Атажукину, как ошибочно принято считать (он умер в 1812 году), а полковнику Атажуко Атажукину, у которого был свой собственный садовый участок в районе современного Дворца торжеств «Эльбрус». Сад, получив единого хозяина, стал называться Атажукин-сад.8

Кто же такой князь Атажукин? Как сказано в его послужном списке, военную службу полковник Атажукин начал добровольцем в боевых действиях против закубанцев в 1830 году, затем короткое время находился в Кавказско-горском полуэскадроне, в 1850 году вернулся на родину, награжден несколькими орденами и памятными медалями, чин майора получил в 1852 году за отличие в боях против горцев, был членов депутации при короновании на царство Александра II в 1856 году.

В описываемое время состоял «по политическим видам при Кавказской армии», считался весьма влиятельным лицом и неустанным помощником администрации во всех ее мероприятиях. Он владел аулом на реке Баксан (ныне сел. Заюково), в котором проживало 358 вольных и 312 крепостных крестьян, имелось 1154 лошади, 2422 головы крупного рогатого и более 100 тыс. мелкого скота. Главное же, в ауле имелся фруктовый сад, большая редкость в тогдашних кабардинских аулах.

Однако «приватизация» Нальчикского казенного сада оказалась неудачной. В 1872 году доверенные кабардинского общества писали: «Князь Атажукин насадил множество молодых диких фруктовых деревьев для прищепов и, возведя кое-какие постройки, имел действительно желание возродить этот сад; но со смертью его и переходом земли в общественную кабардинскую собственность ограда рушится, часть деревьев выкрадена, а часть высохла, постройки обветшали, и земля эта, находящаяся в самых благоприятных условиях для садоводства, представляв в настоящее время вид пустыря, не приносящего никакой пользы».

Эти объяснения вызваны тем, что из Крыма вернулся окончивший училище виноделия и садоводства при казенном Никитском саде житель Балкарского общества таубий Девлет-Гирей Шакманов, искавший применения полученным знаниям.

Для разведения образцового общественного сада, которое предполагалось поручить специалисту, требовались немалые средства: только на возведение постоянной ограды попытались собрать 1600 руб. по раскладке с каждого селения. Однако, не все села поддержали такое самообложение. Время шло, нужная сумма не набиралась.

Наконец в 1880 году разрешено было «израсходовать приблизительно от 200 до 300 рублей на устройство прочной каменной на извести стены для ограждения занятой в том же саду местности под разведение садоводства и пчеловодства с целью обучения воспитанников Нальчикской горской школы сельскому хозяйству».

Всего школе было передано 5 десятин, остальная же часть сада представляла печальную картину. Побывавший в Нальчике в начале 80-х годов народнический публицист Я. В. Абрамов писал: «В настоящее время «Атажукин сад» представляет огромное заброшенное пространство, заросшее мелким вишняком, колючим кустарником и сорными травами, и только кое-где остались большие деревья».

Между тем слобода Нальчик разрасталась, ее жители нуждались в лесных материалах, и неохраняемый одичавший сад, окруженный слободскими землями, вызывал немалый соблазн.

Возникший в 1898 году судебный процесс в мае 1901 г. завершился приговором Владикавказского окружного суда, гласившим: «Признать спорный по делу участок земли, называемый «Атажукин сад», находящийся близ слободы Нальчик, принадлежащим обществу жителей этой слободы, и, изъяв таковой из владения ответной стороны — общества кабардинского народа, — передать этот участок во владение общества слободы Нальчик».9

 
Берег реки Нальчик.
Почтовая карточка начала XX века.
Издательство К. М. Львова.10
 
Река Нальчик. Почтовая карточка начала XX века. Издательство И. Н. Новиковского.11
 
Нальчик. Спуск с Атажукинского сада.
Почтовая карточка начала XX века. Издательство И. Н. Новиковского.
12
 
Река Нальчик против Атажукинского сада.
Почтовая карточка начала XX века. Издательство И. Н. Новиковского.13

Накануне Первой мировой войны акционеры Владикавказской железной дороги Кригер-Войновский и фон Мекк, пытаясь полностью выкупить Атажукинский сад и благоустроить его, построили здания ванн, на месте которых в наши дни находится заброшенный бассейн, создали небольшой пруд — ныне озеро Трек, заложили фундамент курортного зала, на котором впоследствии был возведен ресторан «Эльбрус».

Собственно история Кабардино-Балкарского парка начинается с 1922 года, когда совместно с учеными и специалистами, обследовавшими Кабардино-Балкарию, областные органы наметили меры по устройству на месте так называемого «Атажукина сада» большого курортного парка.

Архитектору Владимиру Христофоровичу Казину было поручено составить проект связанных с этим работ. «Атажукин сад» являл тогда весьма неприглядную картину заброшенности и бесхозяйственности. Старая липовая аллея в верхней части, десятка два тутовника в нижней — вот и все «парковое хозяйство», которое досталось в наследие от прошлого.

Все же остальное пространство, почти лишенное растительности, было во всех направлениях изрезано колесными дорогами в горы и представляло образец пересеченной местности с многочисленными холмами, буграми, канавами, оврагами и огромными камнями. Во время дождей здесь текли целые реки, от которых потом долго оставались грязь и лужи, что делало местность малярийной.

В нижней части по пойме реки паслись козы. Здесь же жители прилегающих улиц города устроили свалки, и в жаркие дни отсюда несло зловониями. Склоны надречной части катастрофически осыпались. Внизу находились индивидуальные огороды, к которым спускались по склонам.

И вот предстояло покончить с этой мерзостью запустения и на месте очага грязи и болезней создать могучий зеленый оплот оздоровления — большой красивый народный парк. Проект В. X. Казина предусматривал немыслимый по тем временам объем работ, и многие не верили в реальность его. Цифры проекта смущали и самого проектировщика.

Но, к удивлению всех, при рассмотрении этого проекта Б. Э. Калмыков раскритиковал его за... недостаточность и многие упущения.

Особенно он настаивал на включение в проект берегоукрепительных работ и на закладке питомника. В питомниках и рассадниках видел он начало всех начал. Когда раздались недоуменные голоса — откуда же взять средства, Бетал Эдыкович ответил:

— Средств у нас нет, мы будем строить парк коммунистическим трудом.

4 марта 1923 года Б. Калмыков выступил в газете «Красная Кабарда» с горячим призывом «под лучами весеннего солнца выйти на субботники по разбивке и насаждению парка» и здесь же наметил всем конкретные задания.  Газете «Красная Кабарда» поручалось привлечь внимание трудящихся к этому большому и интересному делу.

Сохранившиеся номера газет подробно излагают ход работ. Первый воскресник был проведен 11 марта — в честь шестой годовщины низвержения самодержавия. С этого дня воскресники в будущем парке стали проводиться регулярно.

С кирками и лопатами, а некоторые и с подводами — выходили на бывший пустырь сначала сотни, а затем — тысячи людей. На воскресники выезжали со своими подводами многие крестьяне Вольного Аула, Чегема, Кенже, Хасаньи, Белой Речки, Шалушки и других окрестных селений.

Вместе со всеми, но на самых тяжелых работах — с ломом и киркой трудились Калмыков, Фадеев, Боровицкий и все руководящие работники области. За каждым коллективом был закреплен определенный участок, и работа шла дружно. Парк обнесли изгородью из колючей проволоки, его территорию разровняли, разбили главную аллею, круги на ней и поперечные аллеи. Были произведены первые посадки.

К 7 ноября 1923 года основные работы по планировке парка были закончены и в день шестой годовщины Октябрьской революции Коммунистический парк («имени Коммунистического Интернационала») был открыт.

На главную его аллею во время демонстрации выехал первый отряд первенцев отечественного тракторостроения из пяти «фордзонов путиловских» — подарка путиловцев. К головному трактору была подцеплена подвода с печатной машиной выездной типографии газеты «Красная Кабарда» — с неё разбрасывались листовки.

Вся дальнейшая история парка была во многом связана с историей Ленинского учебного городка. Работы в парке были неотъемлемой частью учебной и воспитательной работы с курсантами. Все работы в парке проводились под постоянном наблюдением областных организаций и лично Б. Э. Калмыкова.

— Наш парк должен быть гордостью Кабардино-Балкарии! Мы должны собрать здесь все самое лучшее и самое интересное, что растет у нас в горах и на плоскости, — говорил Б. Э. Калмыков, и с увлечением рассказывал о своих встречах с ботаниками, биологами, писателями, полюбившими чудесную природу Кавказа.14

Тогда же была благоустроена и фасадная часть парка — здесь высадили саженцы туи, сосны, клена». В том же году была реконструирована главная аллея.

Немного позже, во второй половине двадцатых годов у входа в парк была сооружена скромная арка высотой чуть более пяти метров, шириной около восьми. Состояла она из трех входов — двух узких по бокам и широкого посередине. Вид она имела довольно простой, однако для времени военного коммунизма уже одно ее наличие являлось значительным достижением пролетарского ландшафтного искусства.15

 
Курорт Нальчик. Вход в Кабардинский парк. 1920-е годы.16

В октябре 1933 года в Нальчике состоялась архитектурная конференция по вопросу реконструкции города. Инициативу проведения реконструкции поддержало правительство СССР и Моссовет, вынеся решение о принятии шефства над Нальчиком.

Примерно в это же время в Нальчик прибыла группа архитекторов, возглавляемая выдающимся советским архитектором академиком И. В. Жолтовским. Тогда же по проекту архитектора В. А. Веснина, главного архитектора Наркомтяжпрома СССР, оформляется вход в парк: две арки — строгие и изысканно торжественные, ставшие с 1934 года символом парка.17

Строго говоря, с архитектурной точки зрения это сооружение не является арками — это пилоны, но так уж исторически сложилось, что за ними и в обиходе и в литературе закрепилось именно это название.

Для сооружения входа в парк областной совет профсоюзов выпустил «Заем рабочей инициативы» общим тиражом 7500 облигаций на 75 тысяч трудодней с номинальной стоимостью каждой облигации в 10 трудодней и строительство было за кончено за 2 «красные» субботы.18

«Заем был выпущен под лозунгом: «Активным участием каждого трудящегося в социалистической переделке города превратим Нальчик в культурный центр Кабардино-Балкарии».

В этих понятиях, совершенно незнакомых современной молодежи, — рабочая инициатива, трудодни — не просто ушедшая эпоха, а особое отношение к жизни. Отношение светлое, радостное и чистое. Как и сами пилоны, чей возраст уже превысил среднюю продолжительность жизни россиянина.

А ведь в год их возведения задуманная идея оформления входа в парк вызывала недоумение у многих. Так, безымянный автор статьи «Заметки архитектора» писал, что «возведенные постаменты с колоннами, несмотря на фонтан между ними, не производят цельной композиции и органического единства с окружением.

Этот вход должен был замыть длинную перспективу центральной аллеи парка (если смотреть со стороны Долинска) и в то же время должен явиться оформленным местом преломления оси указанной аллеи, которая под углом продолжается далее между гостиницей, Ленучгородком и обрамлена сплошной стеной елочек.

Если смотреть из этой аллеи на выход, то видишь только одну правую часть его, которая занимает совершенно случайное место в перспективе и никак не подготавливает зрителя к новому окружению — парку с широкими аллеями, цветами и так далее.

И даже когда вы совсем подошли к парку, разорванная на симметричные части калькуляция ощущения входа в новое пространство не создает...».

Годы показали, что это не совсем так. Правда, со временем был ликвидирован фонтан, располагавшийся в тридцатых годах практически сразу за арками — как выяснилось, он не только мешал движению отдыхающих, но и «скрадывал» перспективу аллеи.

Особенно в контексте того, что в скором времени здесь же, на главной аллее, был возведен величественный памятник «вождю всех народов». Но белоснежный сталинский монумент простоял, в силу известных причин, относительно недолго. Вход же в парк за прошедшие годы практически не изменился», — рассказывает краевед и издатель Виктор Котляров.19

 
Нальчик. Вход в Кабардинский парк. 1930-е годы.20
 
Нальчик. Вход в городской парк. Фотография Артели инвалидов «Эльбрус». 1930-е годы.21
 
Вход в городской парк имени И. В. Сталина в Нальчике. 1950-е годы.22
 
Нальчик. Главный вход в парк. 1950-е годы.23
 
Нальчик. Общий вид Кабардино-Балкарского парка. 1930-е годы.24
 
Нальчик. Вид на городской парк. 1935 год.25

Справа видна спортплощадка и административное здание стадиона.
 
В Нальчикском городском парке.
Фотография Артели инвалидов «Эльбрус». 1930-е годы.
26
 
Нальчикский парк. Фотография Артели инвалидов «Эльбрус». 1930-е годы.27

Нальчикский парк — это зеленый музей.

В парке произрастают 55 видов деревьев и кустарников. встречающихся в природных условиях Кабардино-Балкарии. 29 видов из Северной Америки, 17 видов из Средней и Южной Европы, 15 — из Японии, Китая и Кореи, 8 — растущих в лесах Северной Европы и Сибири, 17 видов деревьев и кустарников Средней и Малой Азии.

Здесь можно увидеть каштанолистные японские дубы на берегу первого озера, произрастающие в Китае, Японии и Корее, древнее дерево юрского периода гинкго, произраставшее раньше в лесах Китая, но теперь в диком виде нигде не встречающееся, и адамовы деревья, или павлонии (из Японии).

В парке можно увидеть оригинальное дерево хмелеграб, встречающееся в небольшом количестве в лесах Кабардино-Балкарии, плодовые (женские) соцветия которого очень похожи на сережки хмеля. В парке много дикоплодовых деревьев (груши, яблони, алыча, мушмула, черешня, боярышник, абрикос). Целые аллеи состоят из лип, часть которых, очень крупные, столетние — остатки парка князя Атажукина на подходе к Зеленому театру.

В правой стороне парка, рядом с дорогой в Долинск, тянется дубовая рощица, сосновый лесок поднимается по нижней террасе парка вдоль поймы реки Нальчик. Соседство естественной природы, пышная растительность самого парка создали в нем все необходимые условия для самых разнообразных птиц, которые почти все и гнездятся здесь же.

Весной в парке чудесно распевают певчие и черные дрозды, скворцы, иволги, славки, здесь масса зябликов, синиц, зеленушек, много сорокопутов, удодов, дятлов, щеглов и других певчих и полезных птиц. Во время осеннего пролета в парке останавливаются дикие голуби и вальдшнепы, на его полянах, в траве, прячутся перепела и коростели, на деревьях отдыхают рыжие цапли. Красивые снегири, голосистые свиристели и пестрые альпийские горихвостки придают зимнему парку оживление.28

 
В Нальчикском парке. Щурка золотистая (Merops apiaster). 22 августа 2007 года.

От входа в парк в глубь курортной зоны пролегают 3 большие аллеи — Центральная — Аллея Героев, слева — Липовая аллея, справа Комсомольская.

Центральная аллея парка протянулась с севера на юг, в глубь курортной зоны. Длина ее около 2 километров. По обеим сторонам аллеи растут очень живописные клены, имеющие форму зонтов. Ярусом ниже тянутся ровными рядами живые изгороди из жасмина пушистого, а перед ними слева и справа — штамбовые и кустовые розы и другие цветы.

В центре главной аллеи обращает на себя внимание художественно оформленный фонтан, хороши клумбы, пестреющие ярким цветочным ковром. Особенно выделяется мозаичная клумба-гигант, «клумба мира». Ее высота 6 метров, окружность 75 метров, диаметр — 20 метров. Она выдержана в стиле национального кабардинского орнамента. Ежегодно на ней высаживается более 75 000 экземпляров ковровых растений. На верху клумбы, на площадке, искусно размещены цветы и пальмы, а посредине высоко поднимается круглоостриженная туя.

 
Нальчик. Главная аллея парка.
Фотография Артели инвалидов «Эльбрус». 1957 год.29
 
Нальчик. Фонтан в парке. Фотография Артели инвалидов «Эльбрус». 1960 год.30
 
Нальчик. Фонтан в городском парке. 1950-е годы.31
 
Нальчик. Клумба мира в парке.
Фотография Артели инвалидов «Эльбрус». 1957 год.
32
 
В городском парке Нальчика. Фото А. Богданова. Почтовая открытка. 1967 год.

Комсомольская аллея берет свое начало от входа в парк со стороны проспекта Шогенцукова, где расположен памятник партийному советскому лидеру республики Б. Э. Калмыкову. Однако, можно считать, что аллея начинается и от гостиницы «Нальчик» на улице Лермонтова.

Комсомольская аллея — самая протяженная аллея парка, ее длина более 2,5 км и она продолжается до Курортного зала в Долинске, идя параллельно проспекту Шогенцукова, мимо оригинального комплекс кафе «Бочка» и «Мельница», питьевого павильона источника «Нальчик», водогрязелечебницы и бассейна лечебной физкультуры.

Липовая аллея представляет собой остатки Атажукинского сада, она пролегает вдоль обрывистого берега поймы реки Нальчик и заканчивается у бывшего ресторана «Эльбрус», рядом с которым расположен Зеленый театр и озеро Трек.

Архитектор Г. Д. Мосулишвили весьма остроумно использовал рельеф надпойменной террасы реки Нальчика для устройства здесь «Зеленого театра», построенного в 1957 году. С кресел амфитеатра помимо сцены открывается великолепный вид на уходящую вдаль пойму реки Нальчик, покрытые лесом горы и пики снежных вершин.

Выше, возле ресторана «Эльбрус», построенного тем же архитектором, на «кругозоре», выстроена балюстрада, стоя у которой можно полюбоваться на чудесную панораму гор и «Долину роз», а также живописно разбросанные домики балкарского селения Хасанья. Построенное в 1957 году здание ресторана «Эльбрус» гармонично вписывается в окружающую природу.

В 2002 году в бывшем ресторане «Эльбрус», отданном на 50 лет в аренду московскому предпринимателю, ставшему позже Главой КБР Арсену Канокову, завершился ремонт. Теперь он называется Дворец торжеств. К сожалению, в ходе реконструкции здание утратило немаловажную деталь — надпись на фронтоне «Ресторан Эльбрус» и теперь кажется неуравновешенным.

В 2007 году к празднованию 450-летия вхождения Кабарды в состав России старое здание «Зеленого театра» под видом реконструкции было снесено и построено новое (архитектор М. Бжахов), с прежним имеющее только общее название и положение.

Аналогичная судьба постигла и здание бывшей электростанции на берегу озера «Трек» — оно было так же снесено и на его месте появился ресторанный комплекс «Трек».

 
Нальчик. Зеленый театр. Октябрь 2000 года.
 
Нальчик. Озеро Трек в парке культуры и отдыха. Фото Г. Дружелюбова и М. Зорина.
Почтовая открытка. 1965 год.
33
 
Нальчик. Ресторан «Эльбрус». Фото Е. Листопадова. 1997 год.34
 
Нальчик. Зеленый театр и Дворец торжеств «Эльбрус». 28 декабря 2007 года.

Озеро Трек является искусственным, на берегу его устроен пляж, лодочная станция. За озером, за его обрывистым краем, где проходит асфальтированная дорожка со скамейками, протекает река Нальчик. На противоположном берегу реки начинаются склоны Малой Кизиловки.

Чуть выше озера, напротив Дворца торжеств «Эльбрус», находится городок аттракционов с колесом обзора и нижней станцией кресельной канатной дороги на Малую Кизиловку, построенной в 1968 году.

Длина дороги 674 м, перепад высот 85 м. Вверх и вниз одновременно движется 92 одноместных кресла. Канатная дорога позволяет за 8 минут подняться на Малую Кизиловку, к ресторану «Сосруко», построенному в 1970 году и первоначально называвшемуся «Нарты».

Комплекс «Сосруко» представлен в виде оригинальной архитектурной композиции — стилизованной головы героя нартского эпоса Сосруко, держащего на вытянутой руке огонь, который он принес людям.

Авторы проекта — архитекторы Палагашвили Р. И., Хлудневский М. Г., скульпторы Озов З. Э., Калмыков Ф. Б. Это сооружение хорошо просматривается из любого района города, оно стало одним из его символов, придавая городу и окрестностям незабываемый колорит.

В районе озера Трек заканчивается городской парк и начинается курортная зона Долинск. На проспекте Шогенцукова в этом месте оформлен въезд в курортную зону в виде двух колонн, украшенных наверху орлами.

 
Нальчик. Озеро Трек. Фото 1930-х годов.35
 
Нальчик. Озеро Трек. 1930-е годы.36
Фото предоставила Н. Лободина.
 
Нальчик. Вид на город с канатной дороги на Малую Кизиловку. Октябрь 2000 года.
 
Нальчик. Ресторан «Сосруко» на Малой Кизиловке.
Октябрь 2000 года.
 
Нальчик. Въезд в Долинск.
Почтовая открытка. Издание Горпромкомбината. 1950-е годы.37

Выше озера Трек, на террасе поймы реки находится городской зоопарк, в котором собраны представители фауны как Кавказа, так и других уголков земного шара.

Центральная и Комсомольская аллеи продолжаются и в курортной зоне и выводят к Курортному озеру (4-му озеру), которое было сооружено в 1963 году. Это озеро оборудовано пляжем, лодочной станцией с лодками и катамаранами для водных прогулок.

Вода в озеро на лето подается из реки Нальчик. Курортное озеро — излюбленное место отдыха нальчан и гостей города.

Рядом с озером архитектором Г. Д. Мосулишвили выстроена смотровая вышка в виде средневековой башни, откуда открывается прекрасный вид на город, курортную зону и панораму гор.

Недалеко от озера, на проспекте Шогенцукова, напротив санатория им. Б. Калмыкова в 1970 году построен оригинальный ресторан «Бочка», реконструированный после пожара в 1999 году по совместному проекту архитекторов Логоватовского Ю. С., Техина В. Л., Глазкова С. В., Казова М. М.

На берегу озера по проекту архитектора Е. Манучарова в 1972 году построена нижняя станция канатной дороги на Большую Кизиловку. В небольших вагонетках, вмещающих 2 человека за 20 минут можно было подняться на 800 метров над уровнем моря и во время подъема полюбоваться видами города и окрестностей, а в хорошую погоду увидеть величественную гряду Кавказских гор.

В середине 80-х годов на канатную дорогу выстраивались огромные очереди горожан и отдыхающих. В настоящее время канатная дорога не функционирует.

В районе озера начинаются специально устроенные дорожки для активного отдыха — терренкур, ведущие на Малую Кизиловку. За Курортным озером находится курортное озеро-бассейн, где в минеральной воде в советское время отдыхающие принимали водные процедуры и солнечные ванны.

Далее аллеи парка ведут к питьевой галерее, зданию Водогрязелечебницы, бассейну, курортной поликлинике.

У выхода из курортной зоны — ресторан «Долинск», Курортный зал и сооруженный в 2002 году Мемориал жертвам репрессий балкарского народа, рядом с которым находится могила великого балкарского поэта Кязима Мечиева.

Далее идет уже санаторная зона. Здесь также находится музей-усадьба украинской писательницы Марко Вовчок — домик, где она жила, и ее могила, на которой в 1978 году установлен памятник.

От «пятачка» на проспекте Шогенцукова, возле Курортного зала, дороги ведут в санаторную зону, к Серным Ваннам, Охотхозяйству и селению Белая Речка, а также в юго-западную часть города, где находятся сады, телевышка и микрорайон Горный.

Через курортную зону Долинск протекает река Нальчик, также являющаяся излюбленным местом отдыха жителей города и приезжих. Берега реки сохраняют в основном свою естественную природу, лишь в нескольких местах они укреплены железо-бетонными сооружениями — в районе Вольного Аула и Хасаньинского моста.

Река неглубокая, с каменистым и песчаным дном, обмелевающая и замерзающая по берегам зимой и бурная и многоводная летом, особенно в июле, в период летних дождей в горах. Ширина самой реки около 4–5 метров, а каменистая пойма намного шире. В отдельных местах река распадается на несколько мелководных русел.

Река Нальчик родникового происхождения, она вытекает несколькими истоками из-под гор Ак-Кая и Кара-Кая, образуя в верховьях собственно три отдельные речки: восточную — Казан-Су, следующую к западу от нее — Элекан-Су и Хари-Су — коренной Нальчик (самый западный исток). Все они километрах в пяти выше селения Белой Речки сливаются в одно русло.

У самого селения впадает еще один приток — речка Бешенка. В народе эти речки известны под названиями: первая — Мутнянка, вторая — средний Нальчик и третья — коренной Нальчик. Помимо реки Нальчик, в окрестностях города протекают также Белая речка, Шалушка, Кенже, Каменка и расположенная дальше всех от города в очень красивой лесной долине река Хео. Эти реки питаются родниками Лесистого и Пастбищного хребтов.38

 
Нальчик. Курортное озеро. Почтовая открытка. Фото А. Шапиро. 1967 год.39
 
На курортном озере в Нальчике. 1969 год.40
 
Нальчик. Канатная дорога на Большую Кизиловку. Курортный бассейн.
Фото середины 80-х годов.
41
 
Нальчик. Бювет источника «Нальчик» в Долинске. Почтовая открытка. 1975 год.42
 
Нальчик. Вид на курортную зону и верховья реки Нальчик от ресторана «Сосруко».
5 августа 2016 года.

В нальчикском городском парке, помимо естественных красот природы, немало и рукотворных достопримечательностей и памятных мест.

Кроме клумб и фонтанов на Центральной аллее обращает на себя внимание оригинальная клумба-календарь на Липовой аллее, которая в 1980-х годах была украшена скульптурой оленя, а еще ранее — скульптурой орла.

«Уже многие десятилетия работники парка каждое утро меняют ящички с высаженными в землю цветами, из которых и составляются цифры дней, годов и буквы месяцев. Разноцветное время — зелено-голубое весной, оранжево-розовое летом, бордово-желтое осенью — здесь подвластно желаниям и рукам человеческим.

Кажется, поспеши, замени побыстрее, еще до заката, ящичек с цифрами, и вот он уже наступил — завтрашний день; а забудешь о замене — и день вчерашний повторится...», — отмечает краевед В. Н. Котляров.43

«В начале Липовой здесь сосредоточено несколько памятников тем, чьи имена вписаны в историю Нальчика и республики. Это и могилы шести борцов за дело социализма, фамилии и годы жизни которых, выгравированные на мраморных плитах, ныне мало кому что говорят. Год смерти у большинства из них одинаков — 1930-й, принято считать, что погибли они при коллективизации от рук врагов Советской власти. Но сегодня общая дата их кончины вызывает почему-то у большинства совершенно другие ассоциации.

Расположенный рядом обелиск советским воинам, павшим в боях за Нальчик в 1942–1943 годах, — место, где клишированное словосочетание «Великая Победа» обретает зримую определенность, реальность судеб и боль утрат. Негаснущее, несмотря на жестокие реалии рынка, пламя Вечного огня вот уже многие годы рвется на свободу из блестящей пятиконечной звезды, мерно гудит, ежечасно вспоминая освободителей звуками реквиема, автором которого является Мухадин Балов», — продолжает Виктор Котляров.44

Рядом находятся мемориальная доска с именами Героев Советского Союза и кавалеров Ордена Славы, а так же мемориальная доска жертвам политических репрессий 1930-х годов.

Чуть далее на Липовой аллее находятся летняя читальня, рядом летний ресторан, сгоревший в 1990-х годах, площадка для танцев и волейбольная площадка, так же находящиеся ныне в запустении, а еще дальше — беседка-ротонда.

Рядом — небольшая скульптурная композиция «Мать и дитя», авторство которой в последнее время приписывается скульптору с мировым именем — Лео Молу, жившему и работавшему в 1930-х годах в Нальчике, хотя таковое предположение пока не находит документального подтверждения.

На нижней террасе Атажукинского сада, спуститься к которой можно с Липовой аллеи, расположен памятник жертвам белогвардейского террора 1918–1919 годов.

К празднику 80-летия КБР, отмечавшемуся 1 сентября 2001 года, город получил новый Дворец Бракосочетания, устроенный в пойме реки Нальчик возле «Вечного огня». Для этого было отреставрировано невостребованное ранее здание Дома молодежи, устроена лестница, по которой молодожены после церемонии поднимаются к мемориальному комплексу для возложения цветов.

 
Нальчик. Клумба-календарь на Липовой аллее «Атажукинского сада». 2 августа 2006 года.
 
Нальчик. Скульптура «Мать и дитя» на Липовой аллее. 6 августа 2016 года.
 
Нальчик. Мемориальный комплекс «Вечный огонь Славы» в «Атажукинском саду».
2 сентября 2011 года.
 
Нальчик. Спуск на нижнюю террасу «Атажукинского сада» к памятнику жертвам
белогвардейского террора 1918–1919 годов. 31 июля 2006 года.

В 1960–1970 годах, как сообщают путеводители по Нальчику и фотографии тех лет, сразу за входом в парк, слева, находился памятник В. И. Ленину, а в начале Липовой аллеи слева были установлены бюсты А. П. Чехова и М. Ю. Лермонтова.

Одну из забытых страниц из истории Нальчика, связанную с городским парком и соседней улицей Лермонтова открывает краевед и издатель Виктор Николаевич Котляров в публикации в «Живом Журнале»:

«Мало кто из нальчан знает, что улица Лермонтова одно время (с 1922-го по 1938 год) называлась Настуева; более того, именно здесь, за оградой парка, с правой стороны от входа на Комсомольскую аллею (напротив гостиницы «Нальчик») до сих пор лежат те, чью фамилию она носила — Юсуф и Ахмат Настуевы. Место их погребения никак не обозначено.

Вот некролог, опубликованный в газете «Горская правда» — органе Горского областного комитета РКП (б) и Горского Центрального исполнительного комитета — 10 мая 1922 года: «В Кабарде, при исполнении ответственной работы, возложенной на него Горской Республикой, убит из-за угла белогвардейской пулей т. Настуев, заместитель народного комиссара Внутренних Дел. Горская Республика потеряла в лице Настуева честного, преданного и благородного революционера...».

Известно и как произошло убийство. Борис Темукуев, автор выпущенного нашим издательством двухтомного исследования «Под сенью гор: взлеты и падения», приводит следующий рассказ Мухтара Кучукова:

«Юсуфа Настуева убили на берегу реки Нальчик, если двигаться прямо по улице Лермонтова, т. е. примерно там, где сейчас висячий мост. Как его убили, видел один русский мужчина, который работал с нами. Он говорил, что Настуев сидел на берегу реки на седле и читал газету, а ординарец мыл его коня.

Раздался выстрел, Настуев завалился назад, а раскрытая газета, которую он держал в руках, прикрыла его лицо. Ординарец подбежал к нему и начал кричать: «Убили Настуева, убили Настуева». Сразу собрался народ.

Из Зылги приезжал Бати Настуев с односельчанами, чтобы забрать тело сына и похоронить его в селе, но Бетал Калмыков ему отказал, сказав, что Юсуфа похоронят здесь, недалеко от того места, где его убили. Улицу, рядом с которой его похоронили, назвали Настуевской».

Спустя 13 лет рядом с Юсуфом нашел последний приют и один из его братьев Ахмат, который погиб 13 июля 1935 года. Обстоятельства его смерти так и остались неизвестными. Но, без сомнения, политический аспект в них присутствует.

А теперь самое время напомнить, что у входа в Атажукинский парк, рядом с Вечным огнем, зажженным у обелиска воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположено мраморное надгробие. На нем под общей надписью «Вечная слава борцам за дело социализма» выбито шесть фамилий.

Если читать слева направо, то ряд будет таким: Виноградов Н. А. (1903–1930), Карашаев Х. Т. (1871–1927), Мухин М. И. (1903–1930), Мусукаев А. Т. (1893–1930), Этезов И. Т. (1900–1930), Караев Е. М. (1896–1930).

Как видите, имен Исуфа и Ахмата Настуева среди них нет. Нет по одной причине — их могилы находились (и находятся) несколько дальше, с левой стороны от центрального входа в парк.

Это следует из воспоминаний Мухтара Кучукова: «Когда погиб Ахмат Батиевич Настуев, работавший в Карачае, его тело привезли в Нальчик, но Бетал Калмыков не разрешил родственникам забрать его тело, а распорядился похоронить его около Юсуфа Настуева. Рядом с ними больше никого не хоронили.

После того, как вместе с Беталом Калмыковым арестовали Хусейна Настуева, улицу Настуевскую переименовали, и она стала носить имя Лермонтова. Могилы оставались нетронутыми. Позже около них поставили цветочный календарь. Тогда в парк был только один вход, а малый вход сделали позже. Цветочный календарь был виден с главной аллеи, а перед ним находились могилы Юсуфа и Ахмата Настуевых. Они были хорошо различимы и после нашего возвращения из Казахстана. Позже календарь убрали, а могилы сравняли с землей».45

С правой стороны от входа в парк, ближе к проспекту Шогенцукова находится здание Кабардинского драматического театра им. Али Шогенцукова с памятником классику советской кабардинской литературы.

Рядом, в березовой рощице, напротив турбазы «Нальчик» у входа в парк со стороны проспекта Шогенцукова в 1961 году установлен памятник Беталу Калмыкову — первому руководителю советской Кабардино-Балкарии.

На Комсомольской аллее, сразу за  зданием Кабардинского драматического театра до 2000 года был расположен городок детских аттракционов, снесенный в связи с длящимся до сих пор строительством Дворца театров, и летнее кафе. Эта же судьба постигла и летнюю танцевальную площадку «Для тех, кому за 30», находившуюся между Комсомольской и Центральной аллеями.

В верхней части парка, поблизости от Липовой аллеи расположен памятник основоположникам кабардинской и балкарской литературы — Бекмурзе Пачеву и Кязиму Мечиеву, а с другой стороны Липовой аллеи — лестница, ведущая к детскому бассейну и в пойму реки Нальчик. В настоящее время бассейн с фонтанами находится в заброшенном состоянии.

 
Памятник Али Шогенцукову у здания Кабардинского драматического театра в Нальчике.
8 августа 2014 года.
 
Нальчик. Памятник основоположникам кабардинской и балкарской литературы —
Бекмурзе Пачеву и Кязиму Мечиеву. 3 августа 2006 года.

В настоящее время городской парк «Атажукинский сад» планомерно реконструируется и приводится к единому стилевому решению в оформлении — все входы в парк, ограды, освещение и малые архитектурные формы.

В ходе реконструкции в 2007–2009 и последующих годов на Центральной и Комсомольской аллеях асфальтовое покрытие было заменено на плитку, в парке появилась беспроводная сеть Wi-Fi, видеонаблюдение и музыкальное озвучивание.

К 85-летию парка в 2008 году внешняя ограда парка была заменена на новую, крашенную декоративной буквой «А», дизайн которой был разработан художником Русланом Каноковым, а воплощен в кузнице Суфьяна Бозиева, которая и символизирует новое название парка.

В июле 2011 года были реставрированы Арки Веснина, заменены полукружья входа и сделаны новые вазоны, сохранившие историческую советскую символику.

 
Нальчик. Ограда «Атажукинского сада». 31 августа 2010 года.

«Уже более 80-ти лет заботливые руки работников муниципального сельскохозяйственного декоративного предприятия (МСДП) «Горзеленхоз» украшают и обустраивают наш город. Это благодаря их труду Нальчик приобрел репутацию «города роз» и «зеленой жемчужины Кавказа».

Благодаря их труду столица Кабардино-Балкарии заслужила славу одного из самых красивых городов Северного Кавказа. Это они восстанавливают то, что мы вытаптываем, и они убирают мусор, который мы в изобилии разбрасываем на улицах, площадях, в парках и скверах.

По некоторым данным «Горзеленхоз» был создан в 1928 году, однако одна из старейших работниц утверждает, что предприятие было создано раньше, так как в 1925 году на территории городского парка уже были теплицы, выращивающие посадочный материал.

1990 год стал для «Горзеленхоза» переломным. На должность директора был назначен Ахмат Жунусович Гелястанов. Новый директор нашел аргументы убедить городские власти оказать предприятию организационную и финансовую помощь.

К тому времени зелёный фонд города уже состарился. Была проведена омолаживающая обрезка деревьев, реконструированы зелёные насаждения городского парка. Всего за три года было реконструировано 16 скверов, а на месте пустырей и свалок возникло 14 новых.

В настоящее время нормативные показатели зеленых насаждений в Нальчике доведены до уровня международных стандартов для городов-курортов.

По итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России» благодаря труду работников «Горзеленхоза» Нальчик занял третье место в 1997 году и первое место в 1998-м.

По итогам 2002 и 2003 годов предприятие стало победителем Всероссийского конкурса на лучшую организацию сферы жилищно-коммунального хозяйства. В 2003 году «Горзеленхоз» удостоен Американского золотого сертификата качества.

В 2005-м получил Европейский Гран-при за качество. 2006 год — «Золотая медаль «Европейское качество». 2007 год — диплом «Лидер экономического развития». 2008 год — диплом лауреата ежегодной Международной премии «Лучшая компания года».

Сам Ахмат Жунусович в 1997 году удостоен приза «Крылатый Альп» в номинации «За заслуги перед столицей республики городом Нальчиком». В 2001-м общественный фонд человеческих измерений «Ренессанс» наградил его почётным дипломом «Человек на своём месте». В 2003-м Гелястанов стал лауреатом Национальной премии им. Петра Великого.

В том же 2003 году удостоен диплома «Лучший менеджер России». И тоже в 2003-м избран депутатом парламента КБР. А указом президента РФ №895 от 4 июня 2008 года за большой вклад в развитие производства и многолетний добросовестный труд Ахмат Жунусович Гелястанов награжден орденом Дружбы.

Сейчас МСДП «Горзеленхоз» современное предприятие, не имеющее аналогов в России.

Работники предприятия Кравченко А. Е., Савченко О. В., Казанчева М. Н., Боташев Х. А., Буряк С. Ф., Иванова И. Б., Тлехураева Т. М., Жамбеков Ж. Б. и А. Ж. Гелястанов внесены в энциклопедию «Лучшие люди России», — рассказывает Виктор Дулаев, корреспондент газеты «Нальчик-Экспресс».46

Вместе с этим нельзя не отметить, что в последнее десятилетие парк становится площадкой активной предпринимательской деятельности, в ходе которой некоторые территории парка подверглись значительным изменениям.

В обращении к Главе республики Координационный совет адыгских общественных объединений в октябре 2012 года указывается на отсутствие «внятной культурной, нравственной и экологической политики» в развитии Атажукинского сада.

Координационный совет ссылается на экспертное заключение, сделанное специалистами разных отраслей, проанализировавших как природные, так и антропогенные (в особенности связанные с внутрихозяйственной деятельностью) факторы, нарушающие устойчивость экосистемы сада и прилегающей поймы р. Нальчик:

«В девяти пунктах заключения однозначно указывалось на непрофессиональное ведение паркового хозяйства, отсутствие научно- обоснованного подхода,

что вызвало резкое сокращение видового состава древесно-кустарниковых насаждений, нарушение их необходимой ярусности и в результате привело к оскудению сопутствующей фауны, включая птиц-энтомофагов, ослабляющих пресс насекомых-вредителей».

КСАОО просит главу республики на основе заключения экспертов разработать научно обоснованную стратегию развития Атажукинского сада, придав ему статус памятника культуры; запретить проведение работ в парке, устранить нарушение закона, допущенное при создании автономного учреждения, и укрепить его квалифицированными специалистами и руководителями.47

В августе 2014 года Юрий Коков, тогда еще врио главы республики, во время осмотра городка аттракционов в Нальчикском парке культуры и отдыха предложил создать единый план парковой зоны от улицы Ногмова до Хасаньинского моста, поручив до 15 декабря текущего года представить ему проект парковой зоны, согласованный со всеми заинтересованными инстанциями и учитывающий пожелания горожан.

«Мы должны в первую очередь обеспечить стопроцентную безопасность, тем более здесь катаются дети. Между тем, здесь все крайне изношено, надо принимать срочные меры. Такой красивый парк — и такое убогое хозяйство!»

Осмотрев эскизы, на которых были изображены новые парковые архитектурные объекты — набережный бульвар, этнокультурный комплекс, развлекательно-культурный центр, кинолекторий — Юрий Коков отметил, что хорошие идеи есть.

«Но при этом нужен единый замысел, один стиль. Необходим единый проект, чтобы не было «фестивальной» пестроты, несочетаемых материалов. Представлены отдельные сегменты, а нужен единый замысел.

И в том, что касается парка, давайте поднимем планку требований. Испортить такую красоту было бы преступлением», — отметил Ю. Коков.

«Давайте поручим разработку генерального плана замечательным архитекторам, которые есть у нас в республике, пусть подойдут комплексно, тогда мы гарантированы от ошибок. Нужен единый план от улицы Ногмова до Хасаньинского моста.

Надо четко юридически разобраться насчет собственности, все привести в соответствие с законом, вернув в правовое поле. И давайте не затягивать. Городу мы готовы оказать поддержку, тем более, парк горожане так любят!» — заявил Ю. Коков.48



___________________________________________

1. Громова Н. Нальчик и нальчане. Нальчик. 2006.

2. Газета Кабардино-Балкарская Правда. 13.06.2007.

3. Бейтуганов С. Н. Кабарда: история и фамилии. Нальчик. 2007. С. 175–178.

4. Выставлено на аукционе meshok.

5. Выставлено на аукционе molotok.

6. Опубликовано на сайте Клуба Филокартист.

7. Тютюнина Е. С. Атажукин сад. Краеведческая мозаика. Статьи. Документы. Фотографии. Нальчик. 2014. С. 8–9.

8. Газета Юга. №4. 22.01.2004.

9. См. прим. 7. С. 10–11.

10. Выставлено на аукционе molotok.

11. Выставлено на аукционе meshok.

12. Выставлено на аукционе meshok.

13. ПВыставлено на аукционе meshok.

14. Петров Г. Из истории Кабардино-Балкарского парка. Природа Кабардино-Балкарии и ее охрана. Сб. статей. Нальчик. 1966. С. 194–197.

15. Котляров В. Котлярова М. Шогенова Ж. Нальчик и его окрестности. Нальчик. 2005. С. 19–20.

16. Старые фотографии. Из фототеки АС КБР. Сайт журнала Архивы и общество. 22.08.2011.

17. 50 лет Кабардино-Балкарской организации Союза архитекторов Российской Федерации. Под ред. Чурилова В. Минводы. 1997. С. 3.

18. См. прим. 15. С. 21.

19. Котляров В. Котлярова М. Неповторимый Нальчик. Нальчик. 2006. С. 50–51.

20. Выставлено на аукционе mоlotok.

21. Выставлено на аукционе meshok.

22. Опубликовано на сайте Старые фотографии городов.

23. Выставлено на аукционе molotok.

24. Выставлено на аукционе meshok.

25. 1935. Путешествие в Советский Союз норвежца Эрика Сундвора. Часть 2. Записки скучного человека. 04.04.2015.

26. Выставлено на аукционе meshok.

27. Информационно-краеведческий портал Открытки Российской империи. Номер M33919.

28. Подъяпольский Г. Н. Достопримечательные места Кабардино-Балкарии. Нальчик. 1968. С. 51–54.

29. Выставлено на аукционе meshok.

30. Выставлено на аукционе meshok.

31. Опубликовано на сайте Старые фотографии городов.

32. Выставлено на аукционе meshok.

33. Выставлено на аукционе meshok.

34. См. прим. 17.

35. Выставлено на аукционе meshok.

36. Опубликовано на сайте Большой семейный альбом Надежды Лободиной.

37. Выставлено на аукционе meshok.

38. Подъяпольский Г. Н. Опрышко О. Л. Накова С. М. Путеводитель по Кабардино-Балкарии. Нальчик. 1971. С. 42.

39. Выставлено на аукционе meshok.

40. Социально-демографическая ситуация в г. Нальчике — столице Кабардино-Балкарской АССР в 1950–1980 гг.
Публикация на сайте журнала Архивы и общество. 11.07.2011.

41. Медицинская справочная Московские лекарства. 2006.

42. Выставлено на аукционе meshok.

43. См. прим. 15. С. 24.

44. Там же. С. 22.

45. Котляров В. Настуева, она же Лермонтова. Публикация в Живом Журнале. 04.04.2016.

46. Дулаев В. Не имеющие равных. Газета Нальчик-Экспресс. №44. Октябрь 2009.

47. Шомахова Д. Адыгский координационный совет вступился за Атажукинский сад. Кабардино-Балкария. Мир и мы. 18.10.2012.

48. РИА Кабардино-Балкария. 22.08.2014.

предыдущая | оглавление | следующая

© 2000–2017 ys & inn «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка». Сайт не является СМИ. Ограничения по возрасту: 12+.
Запрещается использование материалов сайта без разрешения авторов. Для получения информации по всем интересующим вас вопросам используйте адрес электронной почты ysign@ya.ru.

Горными тропами Кабардино-Балкарии/a></td>
			</tr>
		<tr>
			<td align=
Нальчик. История, фотографии, афиша, веб-камеры, карта города Нальчик Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Портал Средства массовой информации КБР Новости КБР и Нальчика сегодня онлайн Сухомейло Я. В. |  портфолио