Г Л А В Н А Я            Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я            И С Т О Р И Я            С П Р А В К А            Б И Б Л И О Т Е К А
— История Нальчика: от крепости к столице и курорту —
предыдущая | оглавление | следующая
Глава 3. Слобода Нальчик, начало курорта

Начало курорта

В конце XIX и начале XX века наметилась новая линия в развитии Нальчика как курортного местечка. Благодаря богатой природе и хорошему климату сюда стали приезжать для лечения больные из Петербурга, Москвы и других городов. Некоторые из них покупали земельные участки, строили дачи в Затишье и Долинске.

В трех километрах от Нальчика некая Екатерина Петровна Долинская основала земледельческую общину, которая просуществовала всего пару лет. Хутор Долинский, дачный поселок Долинск и, наконец, курортная зона Долинск. Так имя владелицы, закрепившись за названием местности, столь органично сочетающейся с ее фамилией, обрело, как оказалось, вечность.1

Для развития курортного дела в дореволюционном Нальчике царскими властями не принималось никаких мер. Свидетельством этого является и сообщение корреспондента «Терских ведомостей» от 15 июля 1894 года о забвении открытых в окрестностях Нальчика минеральных источников:

«...В прошлом году в окрестностях Нальчика, верстах в 3–4 от слободы, одним слобожанином случайно были открыты два минеральных источника: железный и щелочной. Тогда же эти источники осмотрены, и поговаривали о разработке их, да так и забыли про них, что очень жаль. Но мы все-таки не теряем надежды, что в недолгом будущем на источники будет обращено надлежащее внимание и приступлено к правильной разработке их; открытие же их для Нальчика, нет сомнения, будет иметь громадное значение».2

 
Нальчик. Общий вид хутора Долинского. 1915 г.3

Вот что пишут краеведы Мария и Виктор и Мария Котляровы в заметке «Слобода представляет собой одну роскошную дачу» в «Газете Юга»4: «В 1910 году, в Одессе в издательстве путеводителей «Русский Бедекер» вышло 15-е издание «Иллюстрированного практического путеводителя по Кавказу». В отличие от первых выпусков, в этом нашлось место и Нальчику.

Вот каким виделся курорт в начале прошлого века:

«жизнь в Нальчике слагается очень просто: о жизненных удобствах и комфорте не может быть и речи, так как до сих пор еще ни единый камень не положен в основание того, что называется настоящим курортом.

Женщины ходят в простых домашних костюмах, без шляп, или, в крайнем случае, скрываясь от солнца под полями очень легкой и пушистой «балкарской» шляпы из шленской шерсти. Этому простому, но изящному головному убору соответствуют и прочие принадлежности женского туалета».

А теперь о стоимости жилья для курортников: «Квартиры недороги, но проявляют уже тенденцию к вздорожанию, так как наплыв приезжих заметно увеличивается. Одна комната с совсем скромной обстановкой, едва ли удовлетворяющая основным требованиям гигиены, ценится в 20–25 руб. в месяц; квартиры в 4–5 комнат, еще недавно отдававшиеся за 100–150 руб. на весь сезон, ценятся теперь втрое дороже.

Клубная гостиница за 1–1 руб. 20 коп. в сутки предоставляет своим постояльцам опрятно выбеленную комнату с довольно приличной обстановкой и добавочными ценами за все прочее, что может понадобиться приезжему».

Что касается питания, то «продукты первой необходимости во время сезона довольно дороги и далеко не всегда удовлетворяют спрос на них, так что в иные дни почти ничего, кроме мяса, нельзя достать».

А дальше следует весьма колоритное замечание: «К сожалению, нужно заметить, что коренные жители Нальчика, вкусив уже выгоды обирания приезжих, быстро идут вперед в этом направлении до фальсификации жизненных продуктов включительно, не считаясь с тем, что при таких условиях Нальчик как курорт может очень скоро потерять всю свою популярность, центр тяжести которой заключается, так сказать, в «нетронутости» этого прекрасного уголка природы».

И еще несколько пассажей из путеводителя столетней давности. «Медицинская помощь может считаться обеспеченной лишь в сезонное время, когда обыкновенно в Нальчике проживает врач, так как в остальное время не всегда таковой имеется. Имеется аптека. В Нальчике лечатся грудные больные, неврастеники, ревматики и все бегущие от суеты и сутолоки людных мест.

В Нальчик часто приезжают с минеральных вод, особенно после серных ванн, когда является необходимость провести 3–4 недели в здоровой местности.

В Нальчике имеются два небольших сквера, в которых по утрам и до захода солнца играет оркестр музыки. Вечера публика проводит в клубе, где нередко устраиваются любительские спектакли, а еще чаще импровизированные концерты, когда кто-нибудь играет и поет, а прочие слушают. Вздумается кому-либо заиграть на пианино — танцы, и бал начинается; знакомства в этом случае не требуется.

 
№3. Кавказ. Нальчик. Горский сквер.
Почтовая карточка начала XX века. Издание И. Н. Новиковского.5

Современный сквер Свободы.

Верстах в полутора расположен Атажукин сад, занимающий очень красивое местоположение, но довольно запущенный; с двух сторон его небольшой обрыв, где с шумом протекает бурливая речка, скрывающаяся в лесной чаще. Выше, на противоположной стороне, громадные горы, вершины которых освобождаются от снега на очень короткое время даже летом. В саду имеется ресторан, с весьма недорогими ценами: самовар — 20–30 коп., шашлык — 20 коп., нарзан — бутылка 15 коп.».

 
№25. Кавказ. Нальчик. Вид с Атажукинского спуска.
Почтовая карточка начала XX века.
6

В середине 1890-х годов в Нальчик приехал художник Митрофан Алехин, последователь идей Льва Толстого. Алехин занимался просветительством, преподавал в горской школе рисование и черчение, занимался живописью. Об этом пишет краевед Нина Громова в книге «Нальчик и нальчане»7:

«Не дождавшись результатов этого обыска, я с женой уехал на Северный Кавказ, — писал Алехин, — и поселился в 50 верстах от железной дороги в слободе Нальчик». Это было в апреле 1894 года, а 19 июля 1894 года Алехин сообщал Льву Николаевичу из Нальчика: «Когда мы приехали... я занялся посадкой овощей, для чего и сняли небольшой кусок земли в трех верстах от Нальчика, у некоей Долинской, которая владеет 50 десятинами, из коих 7 или 8 распахано, остальная же под пастбищем и сенокосом...

В письме из Нальчика от 30 марта 1898 года Митрофан Васильевич писал: «…Я очень любил живопись, но любил как занятие свободное, дающее художнику более или менее независимое положение в обществе. Что же такое искусство? Искусство есть прирожденная сущность человека. У животных есть сущность приспосабливаться. У человека, кроме этой сущности приспособления, есть высшая — одухотворяться и одухотворять...».

Эта мысль определяет позицию Алехина как художника. В его картинах красота в пейзажах, в них гармоническая стройность («Базар в Нальчике»). Живописец создал серию портретных образов. Чист и застенчив взгляд «Девушки в розовом», горделив и молод «Горец». Среди них «Автопортрет» самого художника с пристальным взглядом, который смотрит на мир глазами простого народа, желает, чтобы его искусство было спасением от невзгод.

Он творил сам по себе и не думал о славе, а картины свои раздавал людям просто так, из соображений чести и совести. Более 60 из них находятся в запасниках музеев Кабардино-Балкарии.

 
Художник Митрофан Алехин.8

В Нальчике Алехин прожил более 40 лет. Семья жила на два дома — сначала в центре слободы (дом не сохранился) и на Мужичьем хуторе, на бывшей Ямной (ныне улица Добровольского, 71). В доме, хорошо сохранившемся, четыре комнаты, деревянные полы и потолки, печь с духовкой, веранда, переделанная в кухню. Была большая библиотека, а стены сплошь увешены были картинами художника с «Автопортретом» в зале.

В этом доме жили художник Митрофан Васильевич, его жена Маланья Васильевна, их приемная дочь Анна Федоровна, внучка Надежда Владимировна. Алехин умел делать все: пахать землю, сажать сады, разводить пчел, строить дома, столярничать, шить сапоги. И делал это с удовольствием, этим он зарабатывал на жизнь.

Талантливый художник, лишенный права преподавать, после 1917 года Митрофан Васильевич работал простым учителем рисования в школах Нальчика, в педучилище, в Ленинском учебном городке.

Умер он в 1935 году, похоронен на старом кладбище (на улице Пятигорской), возле Симеоновской церкви, но могила не сохранилась, на месте кладбища теперь жилые дома».

А на хуторе Долинский, в домике из трех комнат и деревянной веранды под черепичной крышей, поселилась Мария Александровна Вилинская со своим мужем Михаилом Демьяновичем Лобач-Жученко. На 600 квадратных саженях земли они разбили фруктовый сад, посадили цветы. Дом стоял у дороги на Белую речку.

Не все местные жители знали, что хозяйка дома — это Марко Вовчок, известная русская и украинская писательница, переводчик Жюля Верна, дружившая с Тургеневым и Шевченко, Чернышевским и Герценом.

 
Марко Вовчок (Мария Александровна Вилинская).9

В 1905 году семья Лобач-Жученко провела отпуск в Нальчике. Останавливались они у Юлии Петровны Ешевской в доме из речного камня на улице Елизаветинской (ныне Нахушева, 22). Лобач-Жученко часто бывали в гостях еще и у Анны Степановны, дочери Юлии Петровны Ешевской. Аня получила наследство от своей тети, купила участок на хуторе Долинском, построила дом из двух комнат с верандой, обращенной к горе Большая Кизиловка (бывшая аптека).

Вскоре Михаил Демьянович купил участок в одной версте от усадьбы Анны Степановны и подарил его своей жене. Восторгаясь Долинском, в письмах к сыновьям, мать писала в одном из них:

«О Нальчике пишу только голую правду. Это гадательный курорт в будущем, пока — грязная слобода со всеми свойственными такой слободе атрибутами, и в слободе жить, разумеется, отвратительно».

Но в верстах трех–четырех от местечка чудесно и лечиться и жить. Воздух удивительный — ни слякоти, ни ветров. Вот я пишу и вижу в окошко ослепительное голубое небо, под окошком цветут гиацинты, распускаются нарциссы, фиалки усыпают везде траву, лесистые горы начинают зеленеть, вдали сияют снежные, и солнце, солнце, солнце, еще не жгучее, но какое животворное.

 
Дом №22 по улице Нахушева, выходящий фасадом на улицу Малокабардинскую, в котором
предположительно в 1905 году останавливалась Марко Вовчок у Ю. П. Ешевской.
12 августа 2007 года..

Внизу река Нальчик горная, сродни Тереку, летит в берегах. Купаться в ней можно только сидя — неглубокая, и, сидя, чувствуешь, что вдруг тебя двинет вперед, от камня, где приютился, и оттуда на тебя нападет волна. Надо хвататься за камень. Чтобы не утянуло дальше... но купанье все-таки, по моему мнению, превосходное. ...Я своими глазами увидела несколько больных, поникших, унылых, которые через месяц уходили бодро и благословляли Нальчик…

Между тем здоровье Марии Александровны пошатнулось. Весна не принесла улучшения. Было плохо с сердцем. Валерьянка, ландышевые капли, ножные ванночки не помогали, стали искать врача в Нальчике, он был один на всю слободу, и тот вскоре уехал. Нашли другого, но он часто отлучался, приходил не вовремя, совсем не приходил, потому что далеко от слободы...

Это случилось 28 июля 1907 года. Выполняя волю покойной, Михаил Демьянович похоронил Марию Александровну под старой грушей. В Долинске, в усадьбе Марко Вовчок, в 1956 году был открыт мемориальный музей.10

 
Дом-музей Марко Вовчок в Долинске до реставрации. 18 августа 2007 года.

Летом 1917 года выдающийся русский певец Федор Иванович Шаляпин, отдыхавший в Кисловодске, решил воспользоваться приглашением своей московской знакомой оперной певицы Ядвиги Ивановны Закржевской, ранее певшей вместе с ним, посетить Нальчик.

Эту поездку Шаляпин описал своей дочери Ирине в письме от 10 августа 1917 года. Жил Федор Иванович в Долинске. На память о пребывании в Нальчике Федор Иванович сфотографировался со своими друзьями.

«На днях ездил верст за сто отсюда (из Кисловодска) в местечко «Нальчик».

Это очень красивое место — горы и степь... Кабардинцы, узнав о моем приезде, собрались компанией и устроили мне пикник — говорили речи, жарили на огне целого барана, танцевали, пели и делали джигитовку верхом на лошадях.

Все это происходило в горах, из-за которых с одной, стороны открывался вид на необозримую степь, а с другой — на снеговую цепь Кавказского хребта. Зрелище поистине величественное и замечательно красивое».

Нальчик так понравился Федору Ивановичу, что он высказывал мысль о приобретении земли в районе Долинска с последующим строительством дачи, Октябрьская революция внесла в эти планы существенные коррективы. И теперь лишь мемориальная доска, установленная по инициативе Владимира Кодзокова, на одном из корпусов санатория «Эльбрус», возведенном на месте дома, где жил Ф. И. Шаляпин, напоминает об этом.11

 
Дача в Долинске, в которой отдыхал Ф. И. Шаляпин в 1917 году.
Фотография из экспозиции Национального музея КБР. 4 января 2007 года.

Приезжавшие из России поездом курортники доезжали до станции Котляревской, а оттуда на лошадях более сорока верст ехали до Нальчика. И только с приходом на должность начальника округа Султанбека Касаевича Клишбиева положение начало меняться и перед Нальчиком зримо открылась было близкая перспектива стать одним из значительных курортов на Северном Кавказе.


___________________________________________

1. Котляров В. Котлярова М. Шогенова Ж. Нальчик и его окрестности. Нальчик. 2005. С. 28.

2. Пеннер В. Я. Пеннер Н. В. Нальчик глазами современников. Нальчик. 1993 г. С. 35.

3. Старые фотографии. Опубликовано на сайте журнала Архивы и общество. 23.08.2011.

4. Слобода представляет собой одну роскошную дачу. Газета Юга. №33. 19.08.2010.

5. Выставлено на аукционе meshok.

6. Опубликовано на сайте molotok.

7. Громова Н. Нальчик и нальчане. Нальчик. 2006. С. 43.

8. Данилова С. Портрет Надежды. Публикация на сайте Горские евреи.

9. Фото из статьи Марко Вовчок в Википедии.

10. См. прим. 7.

11. См. прим. 2. С. 54.

предыдущая | оглавление | следующая

© 2000–2017 ys & inn «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка». Сайт не является СМИ. Ограничения по возрасту: 12+.
Запрещается использование материалов сайта без разрешения авторов. Для получения информации по всем интересующим вас вопросам используйте адрес электронной почты ysign@ya.ru.

Горными тропами Кабардино-Балкарии
Нальчик. История, фотографии, афиша, веб-камеры, карта города Нальчик Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Портал Средства массовой информации КБР Новости КБР и Нальчика сегодня онлайн Сухомейло Я. В. |  портфолио