История Нальчика    |    Фотогалерея    |    Справка    |    Карта Нальчика    |    Библиотека    |    Скачать    |    Контакты


  

   



Другое TV

Вероника Васина, газета «Кабардино-Балкарская правда», 22.04.2013 г.

•••••Включите любой из российских каналов днем, и вас сначала запугают новостями о катастрофах и криминале, а потом расскажут о здоровом образе жизни, приправив все это остро пахнущим «грязным бельем» звезд. Когда телевидение начиналось, все было иначе. Саладин Желитежев знает его изнутри: он один из тех энтузиастов, что стояли у истоков телевещания Кабардино-Балкарии. Саладин Хамзетович убежден: для того, чтобы ТВ не мучилось в предсмертных конвульсиях, а жило долго и счастливо, вызывая доверие зрителей, телевизионная кухня должна быть совсем иной.
 
•••••— Что особенного было в телевидении, когда оно только зарождалось, и чего не хватает современному ТВ?
 
•••••— Телевидение в то время было новым явлением для местных жителей, ему доверяли, к нему прислушивались, на него равнялись. Жители сел ходили в гости к тем, у кого был телевизор. Самая удивительная черта в телевидении тех лет – целомудрие, которого сейчас на экранах нет. В наши дни семья вместе не может смотреть программу, потому что стыдно при детях смотреть то, что выбирают взрослые. Надо немножко фильтровать программу, раньше для этого существовали худсоветы, репертуарная комиссия. Раньше неловко было транслировать картину, где влюбленные целуются. Стеснялись произносить некоторые слова с экрана, а теперь можно все и при всех. Детям всегда интересно знать то, что запрещают, но если тебе безобразие нужно, то смотреть его должен только ты один. Сам зритель развратился, а телевидение ему помогает развращаться все больше. Все-таки ТВ должно занимать позицию старшего, как было в прошлые годы.
 
•••••— Как работали первые телевизионщики Кабардино-Балкарии?
 
•••••— Тогда у нас не хватало техники, пленки, машин. Представьте: три съемочные группы, а заявок двадцать, и нужно все успеть сделать качественно. Когда выпадало счастье отправиться в район на освободившемся транспорте, случались казусы. Однажды редактор так обрадовался этой возможности и так торопился сделать свою работу, что съемочная группа уехала из города, забыв оператора. Когда не было телевидения, все новости сообщало радио. На ТВ, кроме звука, есть изображение, и его можно не просто дать, а украсить и преподнести разнообразными способами. Люди, которые начинали делать телевидение в республике, не были специалистами, они пришли из радио, театров и газет, это были энтузиасты, которые душой болели за свое дело. Другие бы здесь и не удержались, сдались бы, потому что это был тяжелый труд. Сейчас при высоком технологическом развитии и обилии аппаратуры работники ТВ порою ленятся выстроить композицию или найти необычный ракурс. И это меня удивляет! Прежде отсутствие суперсовременной техники компенсировалось творческим подходом. Работа была намного сложнее технически: передачу снимали на негативе, потом проявляли его, закрепляли, делали позитив, по позитиву монтировали — вырезали пленку и склеивали. Негатив трогать нельзя было, он становился неприкосновенным запасом. Из позитива делали новый негатив и работали уже с ним, несколько раз копировали. Естественные шумы вроде грохота или сигналов машин, журчания ручья и пения птиц записывались на одну пленку, диалоги — на другую, а музыка — на третью. Так мы сводили четыре-пять пленок, и все это записывалось на шестую. Сейчас все проще, и сам процесс съемки в том числе — камеру поставил, «пушку» включил, снял — и все. И получается подчас нечто бездушное. Наверное, дело в отношении к работе. Раньше телевидение было заманчивым новшеством, а сейчас текучка кадров, у людей нет увлеченности, а телевидение не терпит подобного отношения.
 
•••••— Какими были ваши первые блюда на телевизионной кухне?
 
•••••— В 1968 году, имея за плечами диплом КБГУ и опыт работы учителем в родном Аргудане, я поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, а после окончания его в 1972 году был направлен на работу в г. Орджоникидзе на должность редактора Северо-Кавказской студии кинохроники. Там по моим сценариям были сняты документальные фильмы: «Человек простой биографии» — о председателе колхоза с. Карагач Прохладненского района Герое Социалистического труда Н. Абубекирове, «Портрет отца» — о народном художнике Башкирии и Северной Осетии, лауреате Ленинской премии С. Тавасиеве, «Киров на Северном Кавказе» и другие. Мне было интересно принимать участие в монтаже, режиссуре, редактировании, в написании как сценарного плана, так и дикторского текста к 39 номерам киножурнала «Северный Кавказ». Мне не раз говорил директор, что если бы на моем месте был другой человек, то он бы вел себя гораздо раскованнее, так как окончивших сценарный факультет ВГИКа тогда на Северном Кавказе было двое: один — грек по национальности и ваш покорнейший слуга. По своей натуре я не демонстрант и могу довольствоваться тем малым, что мне достается в жизни. Директор студии, где я работал, постоянно агитировал меня быть более активным, напористым, чтобы он мог посодействовать в продвижении на работе. Но я не стал этого делать — совесть не позволяла быть выскочкой, лезть нагло вперед, где надо и не надо заявлять о себе. Тем более, я все время мечтал вернуться на родину — в Нальчик. Единственное, в чем превосходил Орджоникидзе мой родной город, это наличие киностудии. Несмотря на это, голос родины я слышал все отчетливее и откликнулся на его зов: после шести лет работы на киностудии я переехал в Нальчик работать на телевидении. Старое здание ТВ находилось там, где сейчас располагается гостиница «Корона». Мы, редакторы, проводили рабочие дни в нем, а режиссеры работали в здании нынешнего телецентра, приходилось часто созваниваться по телефону и таким образом решать все вопросы.
 
•••••— Чему вас научило телевидение?
 
•••••— Постоянству, твердости характера. Когда я пришел в эту сферу, телевидение было мужским. Теперь другая эпоха – телевидение становится женским, как радио и газеты. Работа на ТВ — это работа в коллективе, и необходимо уметь находить общий язык с людьми, которые далеко не всегда тебе могут нравиться. Но вас объединяет общее дело, качество которого зависит от каждого. И если относиться к нему не с душой, можно все провалить.
 
•••••— На первых национальных мультфильмах о Сосруко, созданных Вами, выросло не одно поколение жителей Кабардино-Балкарии. Как родилась идея экранизировать сказание о нартском герое?
 
•••••— Когда я был школьником, телевидения и радио у нас не было. Мы много читали, другого увлечения не было. С детства хорошо знали нартский эпос. Во время работы в Орджоникидзе я перечитывал любимые сюжеты и увидел, что они настолько визуальны, что просто просятся на экран. Написал сценарий, отвез в Москву в «Союзмультфильм». Билет в то время стоил недорого, тогда на мою месячную зарплату можно было съездить в Москву восемь раз. В «Союзмультфильме» сказали: через месяц-два созвонимся. Мне хотелось сделать полнометражный мультипликационный фильм, но возможности не было, дали только двадцать минут. Я выбрал сюжет о похищении проса. Мне сказали: «Мы приедем, но вы должны нам материально помочь». Группа из «Союзмультфильма» прибыла на неделю в Кабардино-Балкарию, посетила музеи, полюбовалась национальной одеждой. Во время работы над мультфильмом мне приходилось часто ездить в Москву, консультировать режиссеров и художников. В 1982 году состоялась премьера мультфильма «Сын камня», и появилась идея озвучить его на кабардинском и балкарском языках. Дублирование стоило очень дорого, я отвез наших актеров в Госкино и в том же году дети Кабардино-Балкарии увидели мультфильм на национальных языках. С работниками «Союзмультфильма» мы подружились и сняли второй фильм — «Сын камня и великан». В планах был третий — «Свирель Ашамаза», но распался Советский Союз, денег не стало. Его можно было бы снять сейчас, но на это нужны немалые деньги. Ждет своего часа еще и «Золотое дерево нартов» — сценарии этих фильмов хранятся у меня.
   
 

   
            
 

История   |   Фотогалерея   |   Справка   |   Карта   |   Библиотека   |   Скачать   |   Контакты

© 2000–2013 inn & ys «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка»


loading