История Нальчика    |    Фотогалерея    |    Справка    |    Карта Нальчика    |    Библиотека    |    Скачать    |    Контакты


  

   



Как воспитывали адыгского мальчика
Феликс Наков, генеральный директор Национального музея КБР, «Газета Юга» №07, 17.02.2011 г.


•••••В адыгской традиции каждый мужчина воспринимался как воин. Исходя из этого, и выстраивалось воспитание мальчика. Но оно не было узко направленным, сугубо военным. Из мальчика должен был вырасти рыцарь, обладающий определенным набором высоких моральных, духовных, интеллектуальных и физических качеств.
•••••Дворянское сословие имело свою специфику. Воспитание ребенка родителями считалось непозволительным. Кроме всего прочего это могло привести к излишней привязанности, мягкости, которую ни в коем случае нельзя было демонстрировать — особенно прилюдно. Поэтому мальчики передавались воспитателям (аталыкам). Родитель, занимавший высокую ступень в социальной структуре общества, относился ко всем его членам, в том числе и к своим детям, одинаково требовательно и справедливо. В литературе описывался случай, когда после боя князь — предводитель войска, увидел среди храбро сражавшихся и погибших молодого парня, оказавшегося его сыном. На тот момент сын еще находился у воспитателя и не прошел церемонию возвращения в дом. Князь сказал: «Он не должен лежать при мне. Отнесите его в сторону». Эти моменты мало понятны современному человеку, но несут в себе глубочайшее философское содержание. Ярко выраженное избегание глубинной родственной связи приводило к тому, что мальчик-воин воспитывался без излишнего проявления привязанности родителей, порой пагубно, излишне расслабляюще влияющей на формирование личности.
•••••Воспитатель должен был быть известным рыцарем, мудрым и достойным членом общества. Примерно к семи годам аталык искал мастера-оружейника, кузнеца и заказывал для воспитанника сначала комплект детского клинкового оружия. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» писал о черкесских мальчиках следующее: «Ребенок там начинает владеть оружием раньше, чем лепетать».
•••••Когда моя прабабушка выходила замуж, ее братику было порядка 8 лет. А так как на свадебной церемонии он должен был присутствовать при оружии, специально пригласили кузнеца и изготовили ему кинжал. Часть этих правил действовала еще в начале ХХ века.
•••••Мальчик учился владеть любым клинковым, огнестрельным оружием и луком со стрелами. Детское оружие было абсолютной копией взрослого, таким же функциональным, но меньшего размера. Тренировки начинались с рубки лозы, овощей, которые имитировали цель. Упражнялись на глине, воде, скрученной бурке. Известны случаи, когда дети применяли оружие, защищая себя или родных. Например, во времена Русско-кавказской войны в Западной Черкесии мулла проводил занятия с детьми, когда прозвучала тревога о наступлении отряда. Мальчики бросили учение, схватили свои детские винтовки и приняли участие в бою.
•••••Воспитание предполагало серьезное физическое развитие. Ребенок бегал, прыгал, боролся, плавал, учился подниматься в горы в любое время суток и года.
•••••Его с малых лет сажали на взрослую лошадь. Во время скачек на испытание резвости лошадей жокеями выступали либо подростки, либо дети. Они уже в малом возрасте были отличными наездниками, способными помочь проявить все возможности лошади. А чем меньше весил жокей, тем лучше конь мог продемонстрировать свою резвость.
•••••Проводились занятия по ориентированию на местности: человек должен был суметь выжить в лесу, горах, на море. Воспитатель брал с собой мальчика в различные, достаточно сложные ситуации, где тот учился адаптироваться к постоянно меняющейся боевой обстановке в Черкесии.
•••••Кроме того, для ориентирования на местности обязательно нужно было владеть информацией о звездной карте, знать местонахождение звезд в той или иной части неба в разное время года, знаниями в области географии, ботаники, зоологии и т.д.
•••••Один из элементов, который воспитывался с раннего детства, — терпение, умение стойко переносить тяжелые физические нагрузки и боль. Мальчик должен был спать в достаточно холодном помещении далеко от очага, на грубой циновке или бурке, чтобы уметь переносить трудности зимнего, осеннего похода. Некоторые авторы XIX века сравнивали адыгскую систему воспитания со спартанской.
•••••Но более важной частью было приобщение к традиционным ценностям. Огромное значение придавалось четкому знанию норм хабза, истории своего народа, рода. Формы донесения этой информации были разными — рассказ, беседа, старинные песни и предания. Но самым главным был личный пример старших, которые всей своей жизнью, а часто и достойной смертью преподавали молодежи этот важнейший урок. Кроме того, мальчиков из знатных семей вывозили в поле и проводили с ними юридические и риторические занятия. 13–14-летние подростки делились на две группы. Один из старших воспитателей ставил задачу, какой-то юридический казус. И парни, основываясь на нормах хабза и прецедентах, которые имели место в обществе, пытались отстоять заданную позицию. Это можно сравнить с прецедентным правом, которое является основой юриспруденции, например, в Великобритании.
•••••У высшего сословия был секретный язык, употреблявшийся в переговорах о военных действиях, при передаче секретной информации. Ребенок осваивал и его.
•••••Молодого человека учили общению с другими народами. Как правило, мальчик владел языками, которые в то время считались международными: персидским, турецким, позже русским. Прививались знания о законах, правилах соседних народов, их религии. Все это воспитывало при всей воинственности серьезный уровень толерантности.
Мы, к сожалению, представляем сейчас наших предков как отчаянных рубак. На самом деле это было более тонкое воспитание глубокого человека с изящными аристократическими манерами. Человек, обладавший только физическими достоинствами, обществом не принимался. Даже социальное происхождение не гарантировало уважение в обществе. Его можно было заработать только высокими личными качествами, среди которых храбрость и отвага были необходимыми, но далеко не достаточными.
•••••И в крестьянской среде, где в первую очередь приобщали к какому-либо ремеслу, военная составляющая была необходимой. Воины из крестьянского сословия, проявив выдающиеся качества, могли стать предводителями отряда. Работал социальный лифт, когда за счет своей доблести крестьяне могли перейти в низшие слои дворянского сословия. В обществе в целом рыцарь-всадник — идеал, которому стремились подражать все слои.
•••••В 16–17 лет юношу брали в военный поход, где он мог проявить свои лучшие качества. Только после этого воспитатель должен был снарядить воспитанника с ног до головы, устроить празднество — и юноша возвращался домой настоящим рыцарем в сверкающих доспехах и с оружием.
•••••В кабардинском языке «я» и «нож» — одно и то же слово — сэ. Думаю, это не случайно. Во всех мужских захоронениях присутствует клинковое оружие. Эта самоидентификация мужчины и клинка, на мой взгляд, имеет глубокую философскую суть.

   

   
            
 

История   |   Фотогалерея   |   Справка   |   Карта   |   Библиотека   |   Скачать   |   Контакты

© 2000–2013 inn & ys «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка»


loading