История Нальчика    |    Фотогалерея    |    Справка    |    Карта Нальчика    |    Библиотека    |    Скачать    |    Контакты


  

   



В Москву можно поехать и без паспорта
Газета «Нальчик», © www.sk-news.ru, 09.06.2011 г.


Перекрестимся ли до грома?
•••••Сегодня желающим дешевле добраться до столицы несколько частных компаний предлагают за 26 часов сомнительное путешествие в столицу в так называемых слипербасах – автобусах с переоборудованными в койки креслами.

Справка «ГН»
•••••Слипербас — автобус, в котором посадочные места переоборудованы под лежаки. Слипербасы распространены в Китае и в курортных регионах Индии. В России средство транспорта популярно на Северном Кавказе. Особенностью этого автобуса является меньшее в сравнении с обычным количество пассажирских мест, поэтому водители и хозяева слипербасов заинтересованы в максимально возможной заполненности в салоне. Так, одно спальное место обычно делится между двумя пассажирами, а также зачастую пассажира устраивают в нижнем ярусе, на полу, под лежаком. Как подобные транспортные средства оформляются в соответствующих инстанциях и как они проходят техосмотр, в ГИБДД нам пока не объяснили.

В Москву — без паспорта
•••••Идея «проинспектировать» рейсовые автотбусы возникла случайно —  уже в пути. В командировку в столицу я решил отправиться не поездом или самолетом, а на автобусе, и не мог не написать об этом статью – слишком заманчивой для журналиста оказалась тема. Место в автобусном плацкарте я «забронировал», воспользовавшись приобретенной визиткой. Позвонил по номеру, указанному на ней и «купил» билет на один из рейсов, отправляющийся в Москву с территории рынка Стрелка. (Слово «билет» в данном случае не вполне корректно, так как никакого билета на руки я не получал, а вся договоренность о поездке обуславливалась устно, по телефону.
•••••Между тем, в стоимость билета на междугородные рейсы, осуществляемые предприятием, должно входить обязательное страхование пассажира на каждый километр дороги — несколько процентов стоимости билета.) Примечательно то, что если желаешь не спать в обнимку с кем-нибудь, кого подселят в дороге на твой лежак, надо покупать сразу два места, что, естественно, в силу дороговизны, никто не делает.
•••••Перед отъездом у входа в автобус — регистрация пассажиров. Я намеренно не стал предъявлять паспорт, просто назвал фамилию и сказал, что забыл документ дома. Женщина, регистрирующая пассажиров, махнула на меня рукой, но предупредила, что с полицейскими в дороге разбираться придется самостоятельно. Стало смешно, — вспомнил, как в аэропорту Домодедово меня «высветили» вдоль и поперек, прежде чем запустить в самолет.

На что мы соглашаемся?
•••••Из слов одного из сотрудников транспортного предприятия, имени которого мы по понятным причинам не называем, перевозки пассажиров из Нальчика в Москву и обратно сегодня осуществляются без паспорта маршрута, без расписания и без учета режима труда и отдыха водителей, а также с грубым нарушением баланса рабочего времени. Водители стоят три дня в Нальчике, набирая пассажиров и передачи, сутки проводят в дороге, и еще сутки в Москве за тем же занятием набора пассажиров. Кое-кто и выпивает в промежутках между рейсами. В Москве водителей не проверяет врач, что является обязательным для соблюдения безопасности перевозок, да и в Нальчике отсутствует медпункт, предназначенный для этих целей — то есть, справки водители получают липовые.
•••••Однако по правилам, которые никто не отменял, каждый автобус должен проверяться ежедневно на станции отдела технического контроля специалистами, обязательно проведение полной проверки и учета технического состояния автобуса, проведение ежеквартальной сверки нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями автобусов, с ГИБДД, два раза в год производится техосмотр.
•••••Обязательно также наличие паспорта антитеррористической защищенности.
•••••Вопрос «Что из перечисленного осуществляется частниками?» я задал одному из водителей. Выяснилось, что ремонт и техобслуживание водители осуществляют самостоятельно здесь же, на смотровой яме, а сверки по нарушениям не ведутся вообще. Паспорта антитеррористической защищенности, естественно, тоже нет. В автобусах на Москву нет ни тахографа, ни видеонаблюдения. В случае ЧП восстановить картину происшествия будет невозможно. 
•••••Таким образом, в случае какого-либо серьезного происшествия на дороге, за пассажиров отвечает только водитель автобуса. При незначительных происшествиях же ( когда нет погибших и количество раненых не превышает пяти человек) положен штраф, который в сравнении с прибылью перевозчика — составляет мизерную сумму и может расцениваться лишь мелкая издержка. Нет пострадавших — и ладно.
•••••Едем дальше… В автобусе была неисправна система кондиционирования, водитель лишь мог посоветовать на одной из стоянок принять за 15 минут душ. К слову, вместо положенных каждые три часа стоянок было лишь две днем и одна утром. Также в дороге поломался следовавший за нами автобус — в нем произошло небольшое возгорание. Ко всему этому по причине нехватки пространства для сна вдвоем с подвыпившим соседом на одном лежаке, мне пришлось уйти на ночь «в подполье» — на нижний ярус лежака (также оборудованный поролоновым матрацем, подушкой и пледом). О том, что до меня на этом месте кто-то спал и белье явно несвежее, я старался не думать, но определенные выводы о том, как я поеду в Златоглавую в следующий раз, сделал.

Транспорт-гостиница
•••••В Москве желающие могут провести ночь перед отъездом в автобусе — кое-кто берет за ночлег символическую плату, но в основном, ночь в автобусе бесплатна. Обратно я уехал на вполне комфортабельном туристическом автобусе Mercedes-Benz 350, также оборудованном двухярусными лежаками и в котором также отсутствовала система кондиционирования.

Постскриптум
•••••Со времен перестройки общественный пассажирский транспорт в республике, как впрочем и по всей стране, стал переживать глубокий кризис. Обновление автобусного парка было прекращено, в условиях высокой дотационности приобретение новых автобусов было практически неосуществимой задачей.
•••••К примеру, в 2005 году автобусный парк в Нальчике сократился с 250 до 30 автобусов, возраст самых «молодых» из которых составлял как минимум 15 лет. Это и явилось причиной появления никем не контролируемых частных извозчиков в сфере междугородных пассажирских перевозок.
•••••Сегодня также весьма затруднительно привести эту сферу в более или менее правовое поле, потому что анархия понравилась всем: и водителям, и хозяевам, всевозможным органам и службам, и, собственно, пассажирам…
•••••Очевидно, что в данной сфере нет никакой конкуренции, по той простой причине, что доступ к рейсу имеют избранные, или избранное предприятие, т.е. улучшать сервис и условия перевозок нет необходимости; у пассажира выбора как такового нет — не нравится, иди своей дорогой и не мешай.

Мнение
•••••Сотрудник Российского автодорожного союза (г. Москва), пожелавший не разглашать своё имя:
•••••«Я за перевозки. Нельзя назвать сегодняшнее транспортное законодательство в стране неполноценным. Другой вопрос — как люди могут обходить закон, коррумпированность среди чиновников, в ГИБДД. Водители ведь как-то проходят техосмотр своих автобусов, оборудованных лежаками? Законодательной базы предостаточно, были бы желающие исполнять свою работу… Есть китайская мудрость такая: рыба закончилась, мы пойдем ее добывать, а в России — обсуждать, как лучше это сделать».

Комментарий специалиста
•••••Вячеслав Коготыжев, замруководителя управления госавтодора по КБР Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:

•••••— Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2010 г. №637 в настоящее время Лицензированию подлежат регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Лицензия выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям сроком на 5 лет. Что касается перевозок пассажиров автомобильным транспортом по заказу, то таким перевозчикам достаточно уведомить уполномоченный орган о начале осуществления своей деятельности.
•••••Перед выдачей лицензии законодательством предусмотрено проведение мероприятия по контролю возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.Субъекты, осуществляющие свою деятельность на основе уведомлений, могут быть подвергнуты контролю со стороны Госавтодорнадзора только по истечении 3 лет с момента регистрации.
•••••Основными требованиями, предъявляемыми к перевозчикам, являются: обеспечение профессиональной надежности водительского состава (квалификация водителей, состояние их здоровья, поддержание на должном уровне информированности водительского состава), содержание транспортных средств в технически исправном состоянии, соблюдение режима труда и отдыха водителей и т.д.
•••••Задачей Госавтодорнадзора по КБР является выдача лицензий и проведения государственного контроля за выполнением перевозчиками в процессе их деятельности лицензионных требований.
•••••Перевозки пассажиров автобусами по маршруту Нальчик — Москва относятся к перевозкам по заказу. Перевозки пассажиров в этих автобусах с установленными вместо демонтированных сидений «лежаками» незаконны. Согласно разъяснению Департамента ОБДД МВД РФ этими лежаками можно пользоваться только в местах стоянок и остановок. Это положение нарушается повсеместно.
•••••Управлением регулярно проводятся контрольные мероприятия в отношении указанных перевозчиков, однако административные штрафы, накладываемые Госавтодорнадзором для перевозчиков несущественны.
•••••Для решения этой проблемы Госавтодорнадзор по КБР  неоднократно представлял предложения о внесении изменений в существующее законодательство, таких как: возобновление лицензирования заказных перевозок, запрет передвижения заказных автобусов в ночное время — с 00.00 до 5.00, оборудование тахографами — устройствами контроля скоростного режима и режима труда и отдыха водителей и т.д.
•••••В настоящее время вопросу обеспечения безопасности перевозок в Правительстве РФ уделяется особое внимание, и в скором будущем мы ждем выхода ряда нормативных актов, регулирующих эту сферу деятельности.

   

   
            
 

История   |   Фотогалерея   |   Справка   |   Карта   |   Библиотека   |   Скачать   |   Контакты

© 2000–2013 inn & ys «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка»


loading