История Нальчика    |    Фотогалерея    |    Справка    |    Карта Нальчика    |    Библиотека    |    Скачать    |    Контакты


  

   



Столичный город превращается в заурядный населенный пункт
Архитектор Светлана Додохова,
 «Газета Юга» №8, 23.02.2006 г.

•••••Строительный бум последних 15 лет дает нашей столице реальный шанс стать одной из архитектурных достопримечательностей. Ну где еще вы встретите такие архитектурные перлы в виде пристроек к многоэтажным жилым домам, включая и девятиэтажные, выполненные столь изощренно, а главное — бесцеремонно! Где еще главным элементом, формирующим архитектурную среду столичного города, могли стать балаганы в виде так называемых«торгово-остановочных комплексов» или 3-4-метровые заборы, окружающие жилые особняки и общественные здания в самом его центре?
Такое впечатление, что все участники этого строительного процесса не подозревают о существовании не только архитектурных и градостроительных канонов, но и архитектурно-градостроительных законов. Или относят себя к той категории людей, для которых эти законы не писаны.
•••••Судя по тому валу самовольного строительства, который обрушился на наш город в последние годы, когда в центре, не говоря об окраинах, возводятся десятки самовольных объектов, главный архитектор города — персона вроде английской королевы или императора Японии — пост занимает, но ничего не решает. Иначе чем объяснить, что в течение нескольких месяцев был возведен целый комплекс, состоящий из огромного сооружения непонятного назначения и набора несуразных избушек в самом центре города, в парковой зоне на замыкании ул. Лермонтова, перегородив пространственную ось, связывающую центр города с Вольным Аулом!
•••••А появление в планировочной конструкции столицы многих и многих случайных объектов, размещенных вне архитектурно-градостроительного контекста, не сомасштабных среде, не организующих и дополняющих сложившуюся застройку, а вносящих в нее еще больший диссонанс, говорит об отсутствии у главного архитектора не только генеральной стратегии развития города и глубокого понимания градостроительных проблем — как города в целом, так и конкретных градостроительных ситуаций, — но и об отсутствии элементарных знаний в области градостроительства. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройти практически по любой улице: Пушкина, Пачева, Кулиева, Кирова — далее везде.
Особое беспокойство вызывает то, что постепенно город утрачивает свою индивидуальность, свое своеобразие, свое лицо. Здания, которые на протяжении всей его истории поступательно и планомерно, в соответствии с генеральными планами и проектами застройки, формировали архитектурную среду и придавали ей своеобразие, безжалостно сносятся (Дом пионеров, летний ресторан в городском парке, здание воинской части по пр. Шогенцукова, жилые здания начала XX века по ул. Кабардинской и Пушкина) или видоизменяются до неузнаваемости — как здание бывшего универмага напротив кинотеатра «Победа».
•••••Старожилы Нальчика помнят тот замечательный архитектурный ансамбль, начинающийся у входа в скверик Свободы двумя колоннадами и включающий в себя здания Дома пионеров, медицинского факультета, гостиницу с уютным курдонером и фонтаном, национальный театр, летний ресторан, турбазу«Нальчик», парковые сооружения и малые формы, который был с градостроительной точки зрения безупречен и в котором каждый элемент был органичен и уместен.
•••••Как же распорядились мы — потомки и преемники тех архитекторов и градостроителей, которые с такой любовью создавали этот ансамбль? А вот как: колоннады снесены — на их месте разместились будки, будочки и сараюшки. Дом пионеров также снесен — на его месте пока кучи строительного мусора. Возможно, в скором времени его займет нечто совершенно непотребное по своему образу и архитектуре — вроде того монстра, который появился на месте очаровательного летнего ресторана, также снесенного безжалостной рукой. От великолепного курдонера с фонтаном перед гостиницей «Нальчик» остались одни воспоминания да редкие семейные фотографии на его фоне у старожилов Нальчика. А саму гостиницу ждет судьба либо быть снесенной, либо измененной до неузнаваемости. Тем более, что начало уже положено — возведен четырехметровый забор, совершенно неуместный в этой градостроительной ситуации, призванный заменить в скором времени существующее ограждение, являющееся неотъемлемой частью всего архитектурного ансамбля.
•••••Для меня, родившейся и выросшей в Нальчике, мой город — как семейный альбом, где каждое здание, выполненное с любовью и профессионализмом, как дорогое мне лицо в этом альбоме. А теперешние умельцы от архитектуры напоминают мне расшалившихся детей, которые в этом альбоме одним персонажам дорисовывают усы, очки и бакенбарды, чтобы никто не узнал, а других просто рвут на кусочки и выбрасывают за ненадобностью.
•••••Вместе с тем ни малейших сомнений не вызывает возможность и необходимость реконструкции жилых и общественных зданий 70-80-х годов — самого безрадостного периода в истории архитектуры и градостроительства, когда привязка типовых для всей территории Советского Союза жилых и общественных зданий полностью заменила архитектурное творчество.
•••••Примером удачной, выполненной на высоком профессиональном уровне реконструкции может служить здание кинотеатра «Восток» и площадь перед ним. Безликое типовое здание после реконструкции стало украшением города, а уютная площадь перед ним — любимым местом отдыха молодежи. Это достойный пример профессионального подхода к реконструкции, основанный на принципах преемственности, когда был сохранен масштаб сложившейся городской среды, а использованные современные архитектурные приемы и примененные строительные и отделочные материалы не стали самоцелью, не вступили в противоречие с окружением, а органично вписались в архитектурно-градостроительный контекст.
•••••С большим сожалением приходится признать, что приведенный пример — едва ли не единственный в большом ряду откровенных неудач, когда при реконструкции существующих зданий и размещении новых объектов в сложившейся застройке совершенно не учитываются градостроительная ситуация, стиль и масштаб застройки, а такие «мелочи», как создание цельного, единого архитектурного ансамбля, среди целей автора попросту отсутствуют. В результате мы имеем проспект Кулиева, где можно найти не менее десятка хрестоматийных примеров того, как не надо строить.
•••••Нам, теперешним умельцам, старые мастера не указ — мы можем замусорить весь город этими пресловутыми ТОКами, залепить все фасады многоэтажных домов скворечниками, используя для этого металлические стойки, кронштейны, консоли и прочие ухищрения, занять половину тротуара на коротеньком отрезке ул. Советской от пр. Ленина до ул. Горького разнохарактерными и разнокалиберными крылечками в количестве одиннадцати штук, полностью закрыть весь фасад торгового комплекса по пр. Шогенцукова (кстати, отлично просматривающийся из кабинета главного архитектора города) чудовищной рекламой, построить вместо гаража жилой дом (по ул. Чехова) — и прочая, прочая.
•••••Такое впечатление, что главного архитектора в городе нет, и каждый творит, что ему заблагорассудится. Да фактически так оно и есть. Потому что нельзя всерьез воспринимать в этом качестве человека, не имеющего не только специального архитектурного образования, но и не выполнившего в своей жизни ни одного проекта, не построившего в качестве автора ни одного здания.
•••••Часть ответственности за принимаемые архитектурные решения главным архитектором переложена на Градостроительный совет, который едва ли не еженедельно рассматривает проектные предложения по размещению и строительству различного рода магазинов и магазинчиков, павильонов и павильончиков, балаганов и балаганчиков. За эти годы не был разработан ни один концептуальный проект, определяющий стратегию развития города в целом или отдельных его частей. Тот Градостроительный совет, что действовал в конце 60-х — начале 70-х, счел бы себя оскорбленным, если бы на его рассмотрение были внесены подобные объекты, поскольку решение такого рода вопросов — абсолютная прерогатива главного архитектора, который вместе с автором проекта должен найти приемлемое решение и осознанно взять на себя ответственность за него.
•••••Скорая помощь, в которую превращен так называемый Градостроительный совет, не может заменить необходимых профессиональных знаний, которых нет у главного архитектора. Да и тот факт, что проект был рассмотрен Градостроительным советом, вовсе не означает, что его рекомендации будут учтены.
Зачастую эти рекомендации попросту игнорируются и заказчиком, и автором проекта, а объект строится не так, как того требует градостроительная ситуация, а так, как это удобно заказчику.
Что же касается архитектуры большинства современных зданий и сооружений, то ее можно было бы назвать «униарх». Такие архитектурные приемы и решения с успехом гуляют по городам и весям, обезличивая и лишая их индивидуальности, то есть того самого главного, что больше всего ценилось во все времена.
•••••Очень обидно, что когда-то своеобразный, привлекательный и в полном смысле столичный город постепенно превращается в заурядный населенный пункт.
•••••Для того, чтобы изменить эту ситуацию, нужно, чтобы руководство города и республики наконец поняло, что любым делом должен заниматься профессионал, а не случайный человек, удобный начальству, который является послушной марионеткой в его руках и который за неимением своего всегда имеет мнение начальника.
Большой опыт работы в республике не дает повода для оптимизма и решительно не позволяет рассчитывать на скорые положительные сдвиги в этой области. Тем не менее я хотела бы предложить один из вариантов, а именно: объявить всероссийский конкурс на замещение должности главного архитектора города Нальчика — столицы республики. Чтобы определить специалиста, чей опыт и профессиональные характеристики в полной мере соответствовали бы этой должности, чтобы это был действительно главный архитектор, а не просто человек, без малейших на то оснований считающий себя таковым.

 
   

   
            
 

История   |   Фотогалерея   |   Справка   |   Карта   |   Библиотека   |   Скачать   |   Контакты

© 2000–2013 inn & ys «Нальчик 2000. Фотогалерея. История. Справка»


loading